Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Житие космополитов

В Будапеште прошел XV фестиваль Sziget, в котором принимали участие и украинцы
05 сентября, 00:00

Sziget — это живой организм. Его «сердце» пульсирует днем, ночью и даже ранним утром, а по «сосудам» движутся сотни тысяч людей —разного возраста, национальностей и поддерживающих идеологию абсолютно разных, а иногда и противоположных субкультур. Но это не мешает им не просто сосуществовать в пределах одного фестивального острова, но и пожимать друг другу руки, делиться пивом и разговаривать о высоком. Что способствует такой атмосфере? Кто знает... Абсолютно точно можно утверждать одно: чувство всеобщего единения, независимо от любых «но», стало необходимым условием жизни уже для тысяч и тысяч тех, кто год за годом попадает на остров Обудаи.

Фестиваль Sziget прошел в этом году в Будапеште уже в пятнадцатый раз. По словам свидетелей зарождения и развития фестиваля, раньше все было совсем по-другому — больше камерности и андеграунда, значительно меньше людей и цены в три раза ниже. Но нужно иметь в виду то, что Sziget — не тот фестиваль, который держится на усилиях одного энтузиаста (наподобие нашего Олега Скрипки) и средствах двух спонсоров. Sziget — это крупная корпорация, существующая на коммерческой, а не на идейной основе и имеющая соответствующую цель — делать деньги...

ДЛЯ КАЖДОГО СВОИ ЗВЕЗДЫ

Масштабным фестиваль был не всегда. Некоторые ветераны рассказывают, что еще 5—7 лет назад на фестиваль можно было попасть за $40, а цены на острове были даже ниже, чем в самом Будапеште. Теперь входной билет на фестиваль стоит 120 евро, а с правом жить в кемпинге — 150 евро. Цены на еду и выпивку значительно выше, чем в Будапеште. Именно за счет этого фестиваль набирает обороты с каждым годом, а организаторы имеют возможность приглашать музыкальных звезд наивысшего уровня — исполнителей любых музыкальных стилей и жанров. Правда, в этом году, сравнивая с предыдущими, программа фестиваля была слабее, тем более как для юбилейного, пятнадцатого «Сигета».

«Крючками» для посетителей стали The Chemical Brothers, Faithless, Pink, Manu Chao, Madness, Nine Inch Nails, Tool, The Killers, Cesaria Evora и еще очень многие другие. Собственно, для каждой звезды свои. И это — один из самых существенных признаков фестиваля. Единственного и явного хедлайнера нет. Не было ни одного концерта, на который бы пришли буквально все. Самую большую толпу собрали шведские электронщики Faithless (которые, между прочим, недавно выступали в Киеве, не вызвав особого ажиотажа). Во время того, как десятки тысяч людей растворялись в электронных ритмах шведов, кто-то наслаждался звуками джазовой сцены, лежа на траве, кто-то просто сидел в баре, общаясь с новыми знакомыми, а кто-то, перебрав дешевого (по тамошним меркам) вина, отдавался музыке самой бессмысленной площадки из всех, которые были здесь, на фесте, — «еврейского диско». На фоне тотального нашествия качественной музыки, звучащей здесь из каждой щели, «вживую» и круглосуточно пластмассовая синтезаторная музыка «еврейского диско» и пейсы трех идейных еврейских музыкантов заставляли останавливаться с открытыми ртами всех, кто проходил мимо, а кого-то вообще «разрывали» больше, чем Pink и The Chemical Brothers вместе взятые.

ТЕСТ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

На Sziget многие приезжают просто ради тусовки, а музыка — это не больше, чем приятный бекграунд. Как не как — 350 тысяч народа, пообщаться есть с кем. За 7 дней фестивальной жизни нам удалось пообщаться с Литвой, Финляндией, Францией, Испанией, Германией, Сербией, Венгрией, США, Великобританией, Австралией, Австрией, Россией, Италией. Sziget, между прочим, оказался отличным тестом на национальные стереотипы. Точнее, ярким свидетельством того, что от них нужно избавляться. Потому что финны, оказывается, не такие уже и спокойные-уравновешенные, не все россияне шовинисты-великодержавники, а французы, как выяснилось — самая поющая нация, а не украинцы, которые пение на фестивале считали лишними.

Просто тусоваться на Sziget на самом деле проще. Тем, кто, в первую очередь, приехал за музыкой, совсем не просто. Чтобы услышать все, что ты хотел бы услышать, приходится в буквальном смысле разрываться. Это еще хорошо, когда одна твоя любимая группа выступает сразу за другой твоей любимой группой. У тебя есть шанс добежать, например, от Hammer World Stage (сцена тяжелой музыки) до Main Stage (главная сцена), потому что расстояния здесь, признаться, немаленькие. Хуже всего когда выступления групп накладываются. Так произошло в этом году с представителями России — группой «Ленинград» и украинцами Esthetic Education. «Эстетиков» любят в Украине, хорошо знают в России и за границей, куда они часто приезжают с клубными выступлениями. Но большинство потенциальных слушателей нашей группы — украинцев и россиян — отдали предпочтение «Ленинграду». Собственно, как и тысячи европейцев, так же пришедших на выступление легендарной российской ска-группы. Например, лондонец Оскар. Хриплоголосый, немолодой панк- верзила с туманного Альбиона носит огромный ирокез и знает слова «Ленинграда» наизусть.

УКРАИНЦЫ НА ФЕСТЕ

Ну а нашими Esthetic Education мы стопроцентно можем гордиться. Их музыка актуальная и очень европейская, и, между прочим, как раз европейской молодежи на их выступлении было больше всего. Юрий Хусточка, бас-гитарист группы, говорит, что вполне доволен тем, как его группу воспринимала публика. «Самым главным на фестивале для меня было общение. Здесь в гримерке я мог спокойно встретиться и пообщаться с любыми музыкантами, которые были мне интересны».

А вот на выступлении второго представителя Украины — группы «Танок на Майдані Конго», (ТНМК) почти вся аудитория была украинской. Вокалист ТНМК, Фагот, даже бросил со сцены шутливую реплику, мол, даю 20 евро за каждое незнакомое лицо.

Если быть совсем откровенным, то это не единственные украинцы-музыканты, которых услышал фестиваль. Gogol Bordello — это американская группа-изобретатель стиля gypsy punk (цыганский панк), вокалист и идеолог которой — украинец Евгений Гудзь. На их счету уже не один альбом, но особенную популярность они приобрели за последний год — успели выступить с Мадонной на экологическом шоу мирового масштаба «Live Earth», а Евгений Гудзь сыграл в режиссерском дебюте той же Мадонны. Gogol Bordello выступают на «Сигете» во второй раз, теперь уже на главной сцене. Музыку, которую они играют, можно сравнить с электрошоком, тотальным пронизывающим электрошоком — тело само двигается, несмотря на августовскую 45 градусную жару. О том, что происходит на самой сцене, можно говорить отдельно — полный хаос из людей, вина, гитар, скрипок, барабанов и цыганских выходок. Самый главный во всех этих цыганских «лохмотьях» — украинский карпатский бес Гудзь. Литовец Каролис давно знает и любит Gogol Bordello. После их выступления, задыхаясь, он говорит, что в восторге от вокалиста: «Он просто сводит с ума всех, кто его видит и слышит. Это какой-то сгусток харизмы. У нас в Литве, да и вообще в Европе, таких людей нет и быть не может. Они просто не рождаются. Такой человек может быть родом только из Украины. Я вам откровенно завидую!»

Кстати, украинцев на фестивале было целых две тысячи человек — из Киева, Ужгорода, Львова, Днепропетровска. Были, конечно, украинские ветераны фестиваля, те, кто из года в год его не покидают. Хотя самый главный украинский «сигетовец» из Ужгорода Банды, который помнит «Сигет» еще с 1(!) года, на этот раз фестиваль проигнорировал. Он ссылается на то, что Sziget стал слишком попсовым, и там нет уже того духа, который был изначально. Прежде всего, по его словам, это связано с «раскруткой» фестиваля (ежегодно сюда съезжается все больше и больше народа), а также со все большей закоммерциализованностью. Москвич Рустам с такой точкой зрения не соглашается. Он на фестивале впервые, и не видит ничего плохого в том, что количество посетителей увеличивается. «В конце концов, согласитесь, что и уровень музыкантов каждый год повышается», — говорит он.

«Сигет» незря называется музыкально-культурным фестивалем. Речь идет, ясное дело, о качественной музыке и не менее качественных культурных зрелищах. Так, каждый вечер собирала свою аудиторию театральная сцена. Большое внимание привлекал невероятный театр, состоящий из здоровенной конструкции наподобие аттракциона из парка развлечений и подвешенных к ней актеров.

Sziget people — magic people (Люди-Сигет — магические люди) — так говорят о посетителях фестиваля, и в этом ничего странного или необычного нет. В конце концов, Sziget — фестиваль, а на фестах все всегда магически дружные, веселые, улыбающиеся. Самое существенное то, что этот фестиваль, как никакой другой, дает возможность почувствовать себя космополитом, буквально сжать весь мир у себя в кулаке и понять, измерить и взвесить то, каким он является сегодня. А, возможно, и увидеть, каким он будет завтра. Вот в чем неповторимость Sziget. Но есть одно «но». Если вам захотелось примерить на себя глобально-абстрактную шкуру космополита, без английского языка это вряд ли удастся осуществить. А еще без чувства внутренней свободы. Потому что если для заграничной молодежи это состояние нормальное, они уже рождены такими, то нам все еще приходится прикладывать усилия, чтобы эту свободу почувствовать. В окружении заграничной молодежи понимаешь, что нам до раскованности (в позитивном смысле) еще далеко. Трое украинцев, осознавая это, привезли с острова Обудаи муравьев, (которые, по словам ученых, передают информацию) и выпустили их на Труханов остров... Ну что же, возможно, и Труханов остров скоро станет неотъемлемой частью жития космополитов.

P.S. К вопросу о стереотипах. «Что вы знаете об Украине?». Ответ: «О, Украина!.. Кличко, Верка Сердючка и политика». Хорошо хотя бы, что уже говорят не Чернобыль...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать