Что означает море для государства?
Об этом — спецтема газеты «День» и компании AQUASERVICE накануне международной конференции по проблемам морского транспорта, которая состоится 20-21 апреля в Одессе
Море — огромный ресурс транспортных возможностей, туризма, отдыха, пополнения продовольственных запасов и эмоциональных переживаний. Научились ли мы его использовать? Риторический вопрос... Украине еще предстоит по-настоящему широко открыть свои порты, курорты и потенциал Черноморского партнерства.
Предоставляя широкий спектр услуг для украинских моряков и работающих в стране крюинговых агентств, компания AQUASERVICE взаимодействует с газетой «День» в освещении целого ряда морских тем. Они актуальны не только в коммерческом и деловом значении. Море важно для страны перспективами международного сотрудничества и фактами, подтверждающими ее лидерство в этой отрасли. Без украинских моряков не могут выйти из портов тысячи судов. Несмотря на все сложности государственного становления, страна остается в фарватере мореплавания.
Мировой флот и Украина. Каково взаимодействие богатейшей отрасли, где годовые доходы сопоставимы с бюджетами процветающих государств, и бедной страны, моряки которой участвуют в создании огромных капиталов? Об этом — специальный выпуск газеты «День» и компании AQUASERVICE накануне международной конференции по проблемам морского транспорта, которая пройдет в Одессе.
Открытые воды глобального рынка
80% мирового торгового оборота совершается с помощью флота
Татьяна ЮРКОВА, президент группы компаний AQUA
Ровно 150 лет назад Виктор Гюго написал роман «Труженики моря», название которого на долгие годы превратилось в метафору. Тружениками моря мы называем всех причастных к флоту. Они соединяют берега континентов, культуры, экономики и самих людей. По данным UNCTAD (Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию) 80% мирового торгового оборота совершается с помощью флота. Второе столетие из года в год, как никакая другая отрасль, он показывает динамику устойчивого развития. Вот и на пике глобального кризиса 2014–2015 годов мировой флот вырос на 3,5%. Рекордно низкий уровень за полвека, но все же уровень прогресса, а не стагнации.
В НОЯБРЕ 2015 ГОДА ПОСОЛ США ДЖЕФФРИ ПАЙЕТТ ЛИЧНО ВРУЧИЛ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ВИЗЫ ОДЕССКИМ МОРЯКАМ / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПРИЛИПКО
Почему растет этот вид транспорта и коммуникаций — очевидно. Перевозки морем самые дешевые из всех прочих. Несмотря на аварии с нефтеналивными судами, флот оказывает наименьшую нагрузку на экосистемы планеты. И наконец, человечество осваивает мировой океан, расширяя жизненное пространство, сферу для постоянного труда и отдыха. Поэтому больше становится нефтяных платформ, круизных лайнеров, островных курортов и городов.
Сегодня мировой флот (за исключением каботажных, рыболовецких судов и яхт) насчитывает около 89500 кораблей разного типа. Их общий тоннаж полезного груза (deadweight) 1 млрд 750 миллионов тонн. Годовой суммарный вес перевозок приближается к 10 млрд тонн. Вот почему сухогрузы составляют бoльшую часть мирового флота — 17000 судов. За ними по численности идут general cargo — грузовые суда, перевозящие товары в упаковках: бочках, ящиках, тюках и пр. Их почти 11000. За последние годы увеличивается танкерный флот. Суда такого типа приближаются к 7000, заметно превысив контейнеровозы, которых чуть больше 5000.
Флот — точный индикатор главных проблем на планете. Если четверть века назад танкеры представляли собой основного перевозчика «нефтехимии», то сегодня к ним добавились 5000 специализированных химических танкеров и 1677 — для перевозки природного газа в цистернах. Разумеется, кроме этих судов есть еще специализированные: по обслуживанию инженерных, геологоразведочных, научных и других работ на море. Это тысячи кораблей. Пассажирские лайнеры, которые так популярны в рекламе и кино, занимают небольшую долю — 4066 судов. Тем не менее, по количеству рабочих мест они — лидеры, принимающие ежегодно на миллион пассажиров сотни тысяч обслуживающего персонала.
В морской отрасли занято более миллиона профессиональных моряков, преимущественно офицеров. Среднестатистическая команда судна составляет 20 человек. То есть, в торговом флоте работают не менее 1,5 миллиона человек. Пассажирские суда и яхты принимают на борт десятки тысяч капитанов, матросов и стюардов, (только в США зарегистрировано около 12 миллионов прогулочных яхт). Рынок труда на вспомогательных судах тоже представляет собой сложный и многообразный запрос на разные категории специалистов. Компания Bourbon Offshore, которая успешно развивает оффшорный флот, сегодня участвует в нашем информационном выпуске.
Если суммировать все эти разрозненные данные, то можно сделать следующие выводы. Мировой флот представляет собой наднациональную экономическую структуру, которой управляет глобальный рынок. Греция и Япония, например, контролируют 30% мирового торгового оборота, хотя одна из них — член Большой семерки, а другая — ее должник по всем статьям. Большинство судов этих стран ходят под флагами Панамы, Либерии, Мальты. В то же время на их палубах чаще можно увидеть филиппинцев, индусов, китайцев и украинцев, чем греков и японцев. Каждая страна может быть «морской державой», даже не имея выхода к морю — как, например, Монголия, сделавшая свой флаг «удобным» для регистрации. Парадоксы? Нет. Для современного мира, пронизанного интересами и связями вне государственных границ, такая картина в порядке вещей. То же происходит и в других отраслях, просто морская раньше других выработала обязательные для всех международные стандарты.
Морская отрасль может стать для Украины приоритетной сферой экономики, поскольку престиж наших моряков очевиден, а потенциал судостроения и портовых услуг не уступает польскому, румынскому и болгарскому. Надо только научиться использовать его по международным, а не местным правилам. Надеюсь, рано или поздно у нас появится морская политика, а не морская партия, и отрасль начнет жить интегрированными интересами моряков, судостроителей, портовиков и собственников судов.
Сотни тысяч украинцев отправляются ежегодно на заработки нелегальным или полулегальным способом. Хотя для того, чтобы работать горничными, сварщиками, барменами, музыкантами, поварами, официантами на выгодных и законных условиях, есть море. Достаточно владеть профессией, изучить английский (или любой другой из международных языков), пройти небольшой курс обучения правилам поведения на корабле, чтобы получать плату за свой труд международного уровня.
Трудоустройством в море у нас занимаются (по разным оценкам) от 350 до 400 компаний, расположенных в городах Причерноморья и в Крыму. Около 200 из них обладают необходимым профессиональным уровнем и правовым статусом для предоставления клиентам необходимых социальных гарантий. Совсем недавно я была участником события, проходившего с участием посла США в Украине господина Джеффри Росса Пайетта. Он вручал морякам и специалистам, работающим на судах, визы с десятилетним сроком действия. Факт красноречиво свидетельствует о высокой степени международного доверия к подготовке и отбору кадров для флота в нашей стране. Нам не нужно начинать морскую политику с чистого листа. Для нее есть люди, система подготовки специалистов и работающий глобальный рынок, открытый для нас больше, чем для многих других стран.
*В статье использованы статистические данные EMSA, MARAD, STATISTA, UNCTAD
Выпуск газеты №:
№67-68, (2016)