Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кто «роет» под «Арсенал»?

Наталия ЗАБОЛОТНАЯ: «В прошлом году у нас были три проверки: КРУ ГУД, Госфининспекции и огромная — Счетной палаты»
05 июля, 20:19
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

7 июля войдет в историю современной украинской культуры как день, который определил судьбу «украинского Лувра». Речь идет об объявлении результатов конкурса на должность директора Национального культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал». Проходит пятый месяц с тех пор, как вокруг этого объекта разгорелся скандал, в разрешение которого вмешался Президент.

У нынешнего директора Наталии Заболотной 13 мая этого года заканчивался контракт, о чем ее предупредило еще в феврале Государственное управление делами. В письме также шла речь о том, что ГУД не имеет ни малейшего намерения продолжать соглашение с пани Заболотной. Больше о намерениях ГУД относительно судьбы руководства «Мистецького Арсеналу» там не было ни слова. Приближалось время «Ч», когда Наталья Заболотная должна была освободить кресло директора МА, а ГУД и дальше молчало. Тогда коллектив решил прибегнуть к помощи улицы и зарегистрировал в КГГА акцию публичного протеста под Администрацией Президента. Весть, что под его окна собираются выйти те, в чьем «доме» Петр Алексеевич провел знаковые для себя публичные мероприятия, заставила его вмешаться и встретиться с Наталией Заболотной. Выслушав директора «Арсенала», глава государства распорядился: ГУД объявить конкурс, а с пани Заболотной заключить двухмесячное трудовое соглашение на выполнение обязанностей директора до 12 июля — до этой даты, согласно закону, должно стать известно имя директора «Мистецького Арсеналу» новой каденции. Распоряжение Президента было выполнено в тот же день.

В 2011-м «День» назвал директора «Мистецького Арсеналу» Наталию Заболотную «Человеком года». Прошел фактически первый год ее работы в МА, но мы заметили ее потенциал. За эти последние пять лет Наталия Заболотная с командой сумели создать в Украине новое культурное явление.

Сегодня на должность директора «Мистецького Арсеналу» претендует пять кандидатов: нынешний руководитель «МА» Наталия Заболотная, советница министра культуры Олеся Островская-Лютая, театральный художник и живописец Федор Александрович, культуролог и экономист Владислав Тузов и кинорежиссер и художник Оксана Чепелик. Каждый кандидат должен представить собственную программу развития выставочного центра на год и на пять лет.

Оценивать кандидатов, согласно действующему Закону «О конкурсном назначении руководителей заведений культуры», должна специальная конкурсная комиссия из девяти человек, из которых трое — представители органов управления, в нашем случае это Государственное управление делами, три представителя, делегированные коллективом «Мистецького Арсеналу», и еще трое — представители профильной экспертной среды. И, собственно, исключительно на совести этой девятки избрание директора и, соответственно — судьба «Арсенала». Закон не имеет четкого определения критериев оценки, которыми они должны руководствоваться. Но недавно «Дню» стало известно, что ГУД оказывает давление на членов комиссии. Собственно, с этого факта мы начали наш разговор с и. о. директора «Арсенала» Наталией ЗАБОЛОТНОЙ:

— Конечно, не пойман — не вор. Но есть определенная информация от людей, имеющих отношение к конкурсной комиссии, о странных сигналах от ГУД: им звонят со странными рекомендациями. Разумеется, все они люди и не пойдут давать показания.

В конце концов, кульбиты вокруг необъявления конкурса и затягивание его на два месяца у нашего коллектива и широкой общественности вызывают какие-то сентенции относительно возможного вмешательства в прозрачность его проведения.

Поэтому мы апеллируем к членам КК быть принципиальными и учитывать сделанное претендентами... Хотя, по правде, это будет конкурс не достижений, а планов. Ведь мы как претенденты должны будем представить на усмотрение «жюри» свои концепции развития «Арсенала». Страна знала многих реформаторов, которые приходили с грандиозными намерениями, но все мы на примере и Кабинета Министров, и других органов власти видели, чем это заканчивалось.

— Так в чем природа давления ГУД на конкурсную комиссию: они не хотят видеть директором конкретно вас или протягивают свою креатуру на должность?

— И первое, и второе. Но это, опять же, только наши догадки, которые мы не можем подтвердить доказательствами...

В одном из интервью СМИ вы рассказывали, что имели разговор с руководителем ГУД, который, собственно, и подписывал то письмо, в котором вам сообщили об окончании контракта, и «Государственное управлении делами не имеет ни малейшего намерения его продолжать». Собственно, он вам тогда намекнул, что решение о том, что вы не должны возглавлять МА — не его компетенция, а пришло «сверху». Вы понимаете, на кого он указывал?

— У чиновников есть такая, для кого-то смешная, а для кого-то страшная, манера кивать наверх. Там может быть трое-пятеро фигурантов. Один из них — Всевышний. Попробуй докажи, кого он имел в виду.

Разумеется, что получив довольно-таки нетолерантное после того, что было сделано нашей командой за эти шесть лет, письмо, у нас был шок.

Когда я пришла в МА, это был объект незавершенного строительства с миллионными долгами, арестованными, как следствие, счетами, миллионным долгом по заработной плате, без отопления, света, полов и туалетов... Тогда не стояла очередь из желающих пойти сюда на работу. Помню, после назначения мне позвонила Марина Кинах и спросила (цитирую): «Наталья, так тебя повысили или понизили?».

Да и для нынешнего Президента вы сделали немало. Штаб обеих избирательных кампаний — президентской и парламентской — был в МА. Инаугурационную вечеринку Петр Алексеевич тоже делал у вас. И в конце концов, для организации всех пресс-конференций Президента ГУД заказывал «Мистецький Арсенал»... Чем и кому вы как директор МА не угодили — есть идеи? Возможно, у вас был конфликт во время организации вышеупомянутых событий?

— Вот, собственно, почему нас в МА так удивило то письмо и его манера от ГУД. Все считали и я, видимо, тоже, что мы прекрасно сотрудничаем с властью и делаем все возможное, а иногда и невозможное.

Собственно, не было бы всех тех мероприятий, если бы тогда — шесть лет назад — мы с командой не приняли то стратегическое решение: приспособить незавершенный строительный объект для экспонирования произведений искусства и посещения выставок. Эффективность этого решения сегодня подтверждена теми 3,5 миллиона людей, которые посетили МА.

Мы, учитывая постоянное сопротивление со стороны власти, свою пятилетнюю программу развития МА выполнили и перевыполнили. После первых шести месяцев работы в «Арсенале» к нам пришло понимание: никто не собирается в ближайшие пять лет его строить. Хотя я, признаюсь, действительно имела дерзость думать, что мы приспосабливаем эти помещения только на год-полтора.

Тогда мы решили, что если не можем построить полноценный музей за пять лет, то должны хотя бы создать музей в сознании людей. Это нам удалось. За эти пять лет мы работали с 80 украинскими музеями. Были представлены более трех тысяч уникальных объектов украинского искусства, были представлены те коллекции, которые сейчас уже аннексированы, находятся на территории Крыма, «ЛНР», «ДНР».

...Мы должны были делать здесь и школу искусств, и мощный образовательный центр, но когда начались недоразумения вокруг контракта, необъявления конкурса, фактически все партнеры приостановили переговоры, ожидая стабилизации вокруг «Арсенала». Люди ждут, чем это все закончится. Стены, разумеется, интересные, но стены были 240 лет и до этого. Всем интересен дух жизни, который поселяется в стенах исключительно благодаря людям, которые способны его вдохнуть.

...За эти пять лет, я убеждена, если бы было понимание государства и деньги, мы могли бы построить музей, который бы уже сегодня разными способами окупал эту инвестицию.

Десять лет строится МА — это большой позор для нашей страны. С 2009-го по 2016 год в Украине не было 1,5 миллиарда гривен на МА. И речь не о том, чтобы сейчас вынуть из бюджета и дать 1,5 миллиарда гривен. По 300 миллионов в течение пяти лет...

Это был бы музей, который ежегодно могли бы посещать 10 миллионов человек.

Хорошо известный в Украине Лувр на 90% является дотационным учреждением. Только на 10% он финансируется от билетов. Но президент лично назначает директора Лувра, как и центра Помпиду, как и д’Орсе. Министр культуры является правой рукой президента Франции, и не потому, что самые мощные музейные учреждения Парижа самоокупаемые, а потому что они являются главными туристическими магнитами этой страны. 10 миллионов людей в год идут в дотационный на 90% Лувр, но ведь они селятся в гостиницах, едят в ресторанах, покупают в бутиках, посещают сопутствующую культурно-развлекательную инфраструктуру, и таким образом пополняется бюджет Франции.

А «Мистецький Арсенал» — насколько он дотационный?

— Мы получаем 7 миллионов гривен от бюджета. И еще 11 миллионов зарабатываем из билетов. Общий бюджет доходов МА — 18 миллионов гривен. То есть государство дофинансирует нас на 1/3 нашего бюджета.

Эти 24 тысячи квадратных метров музейной площади МА, которую на свой страх и риск мы адаптировали под экспозиционные помещения, функционируют как большая квартира. Поскольку мы проявили инициативу и вывели его из статуса строительной площадки, мы самостоятельно должны платить все коммунальные услуги. В разные периоды они составляют около 450—500 тысяч гривен ежемесячно. Мы должны зарабатывать эти средства на билетах. Немного есть желающих арендовать помещения МА под свои мероприятия, потому что достаточно большие средства нужно вложить, чтобы помещение работало как презентационная площадка.

Но, несмотря на это, в МА дела все же лучше, чем в Лувре...

— И это при том, что мы используем потенциал МА только на 20%. В приоритет мы вынесли концепцию динамичного музея. В будущем, когда МА достроят, кроме постоянных экспозиций, открытых фондов, мы должны сохранить эту динамику — проводить сменные проекты, которые постоянно заставляли бы людей возвращаться в музей. В наше стремительное время не стоит строить очередной «музей скелетов», как краеведческий музей, который люди посещают от силы дважды или трижды за жизнь — сами, с детьми, а потом с внуками, сейчас в «Арсенал» люди возвращаются каждый два месяца. А люди, как правило, идут только туда, куда им хочется идти.

Президент знает о ситуации с конкурсом?

— До Петра Алексеевича долетела информация...

Наш коллектив — это единственный организм, на глазах которого «Арсенал» расцветал. Люди по кирпичику вкладывали в МА свой интеллектуальный, физический, профессиональный труд. И их очень беспокоит сегодняшняя ситуация. Всех возмущает несправедливость.

13 мая, когда у меня уже завершался контракт, профсоюз МА зарегистрировал пикет в КГГА. Узнав о том, что «Арсенал» стал болевой точкой на карте Киева, Президент вмешался в ситуацию. Была со мной встреча, на которой я объяснила, что дошло до того, что у меня — завтра последний рабочих день, а мне говорят о каких-то глупостях, что я, мол, не могу быть исполняющим обязанности на время проведения конкурса, что и.о. должен быть другой человек... Фактически, над нами всеми в МА совершался некий моральный террор. На что Президент ответил, что, разумеется, это безобразие. Петр Алексеевич поддержал конкурсную процедуру, и в этот же день ГУД был объявлен конкурс, а со мной заключено трудовое соглашение.

Хочется верить, что Президенту было не до того, и он не мог ежедневно контролировать ситуацию вокруг «Арсенала»...

— Назовите активы «Мистецького Арсеналу», в чем его ценность?

— В геополитических обстоятельствах, в которых нынче находится Украина, «Арсенал» имеет исключительную ценность. Это — мощный культурный бренд, стержень национальной гордости, в будущем — это главная туристическая Мекка страны. Ведь в мире ежегодно путешествует 1 млрд 800 млн человек, 40% из которых составляет культурный туризм — это открытая статистика. Фактически все они приезжают в конкретный музей конкретной страны. В такой мощной по территории и населении стране нет ни одного музея, который имел бы потенциал стать по весомости и значению, как Лувр, Прадо, Метрополитен, Стедейлик или тот же Эрмитаж... Кстати, в России — очень много музеев. Нельзя не отметить, что та же Российская Империя, Советский Союз, а впоследствии — Российская Федерация были заинтересованы в том, чтобы Украина навсегда оставалась периферией: лубок, необразованные селяне и никакого понятия высокой культуры и изобразительного искусства — такая вот «разнарядка из Москвы».

Вот сейчас впервые за 100 лет начало достойно звучать в стране имя Малевича. Но многие не понимают, при чем тут к Киеву Малевич. С одной стороны, эти люди не анализируют, почему десятки тысяч убитых под пытками представителей украинской элиты, инакомыслящих являются жертвами большевистского террора, который уничтожал и выжимал украинских авангардистов, бойчукистов, шестидесятников, нонконформистов. А с другой, сегодня странно наблюдать оппонентов Малевича — вроде бы высокообразованных при должностях людей. Очевидно, что и на них отразился этот постсоветский синдром. Совок еще долго будет иметь свою отрыжку — возможно, в двух-трех поколениях. Те, кто и сегодня против Малевича — опосредствовано поддерживают политику той машины, которая в прошлом веке выхолащивала любые прогрессивные проявления общества, сегодня, уже в XXI веке, физически уничтожает следующее поколение...

Мы теряем страну, мы проигрываем эту наглую безжалостную гибридную войну. Которая сеет разочарование у людей, которая не борется с раковой опухолью в виде сепаратизма, являющегося следствием отсутствия в течение десятилетий культурной политики. Если собственная страна не занимается культурой собственных граждан, их культурой начинает, и это естественно, заниматься другое государство... В результате — мы имеем такое позорное явление, как сепаратизм. А сепаратизм в массовом сегменте приводит к аннексии территории, войне, которая уносит жизни, десятки тысяч молодых прекрасных жизней...

Построить «Арсенал» — это построить центр национальной гордости нашей страны. Имея такую историю и такой творческий бекграунд, не создать достойное музейное пространство для репрезентации культурного достояния — это преступление. Это здание — это просто подарок истории нам, чтобы мы исправили это «преднамеренное убийство украинской культуры, а значит нации», которое продолжается уже не один век.

Мы все уже, все общество, стоим над бездной, осталось сделать шаг — и мы совершим коллективное самоубийство.

Был ли проведен аудит помещений?

— Да. В прошлом году у нас были три проверки: КРУ ГУД, Госфининспекции и огромная — Счетной палаты. Все эти отчеты есть в публичном пространстве, они доступны.

Здание старого «Арсенала» как памятник архитектуры и земля вокруг него — бесценны. Конечно, здание имеет балансовую стоимость около 400 млн грн. Но это стоимость именно объекта незавершенного строительства. Что касается земли, то на сегодняшний день наш земельный участок в 9,7 гектара оценен в около 500 млн грн. Разумеется, рыночная стоимость этого всего на порядок выше.

Но всем нужно помнить, что это не просто объект с 10 гектарами прилегающей территории в центре города. Это — большой пазл украинской истории и большая надежда на то, что у украинцев появится еще один повод гордиться собственным культурным достоянием, историей, будущим и собственной страной.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать