Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Единственный вариант: стать сильными. Через боль и унижение...

Адмирал Игорь КАБАНЕНКО: «Следует прекратить смотреть на море исключительно с берега»
26 ноября, 18:46
КИЕВ. 25 НОЯБРЯ 2018 Г. ВОЗЛЕ ПОСОЛЬСТВА РОССИИ / ФОТО РЕЙТЕР

Обострение на Азове и в районе Керченского пролива не является чем-то экстраординарным. Специалисты, в частности в газете «День» (адмирал Игорь Кабаненко, эксперт Андрей Клименко), давно уже предупреждали о возможных открытых агрессивных действиях со стороны российского флота, особенно когда Москва начала активную фазу гибридной войны в акватории Азовского моря, а также сдала в эксплуатацию Керченский мост. Остановка и проверка украинских и иностранных судов, которые направлялись в украинские порта в Мариуполе и Бердянске, происходили постоянно, не говоря о приближении ФСБешных катеров на близкое расстояние к украинскому берегу. Поэтому нельзя сказать, что захват украинских моряков и кораблей стало чем-то неожиданным.

«МЫ ДОКЛАДЫВАЛИ ПРЕЗИДЕНТУ ОТНОСИТЕЛЬНО СИТУАЦИИ В АЗОВСКОМ МОРЕ...»

«Мы докладывали Президенту Украины через его Администрацию, информировали уполномоченные органы власти относительно ситуации в Азовском море, ведь этот вопрос возник не вчера и не позавчера, — комментирует «Дню» представитель Президента в АР Крым Борис БАБИН. — Агрессия России на Азове является неотъемлемой составной общей агрессии. К сожалению, не все во власти у нас понимают, что такое море и какой стратегический характер оно имеет для украинского государства и наших национальных интересов. Сейчас имеем крайне напряженную ситуацию. Плюс существуют коррупционные риски и ограниченность в компетенции тех или других должностных лиц».

Следовательно, 25 ноября Россия с помощью танкера, который «сел на мель», заблокировала проход в Керченский пролив украинскому буксиру «Яни Капу» и двум катерам — «Бердянск» и «Никополь», которые осуществляли плановый переход из порта Одессы в порт Мариуполь  Азовского моря. В командовании ВМС Украины отметили, что о намерении осуществлять переход предварительно было проинформировано в соответствии с международными нормами с целью обеспечения безопасности судоходства (unian.ua).

Однако пограничный корабль РФ «Дон», вопреки Конвенции ООН по морскому праву и договору между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, протаранил украинский рейдовый буксир, в результате чего поврежден главный двигатель корабля, обшивка и леерное ограждение. В России прогнозируемо заявили, что украинские корабли «неправомерно зашли во временно закрытую акваторию территориального моря РФ», а также, что у ФСБ не было заявки на прохождение украинских кораблей.

«СУДЯ ПО ВСЕМУ, ВВЕДЕНИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПО СЦЕНАРИЮ, ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПРЕЗИДЕНТОМ, НЕ БУДЕТ, — ПИШЕТ У СЕБЯ НА ФБ НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ МУСТАФА НАЙЕМ. — СЕЙЧАС ИДЕТ ОБСУЖДЕНИЕ ТРЕХ ПУНКТОВ, ПО КОТОРЫМ ВОЗМОЖЕН КОМПРОМИСС: ВВЕДЕНИЕ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕ НА ДВА МЕСЯЦА, А НА ОДИН МЕСЯЦ; ИСКЛЮЧЕНИЕ ПУНКТА УКАЗА ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН; ПРЯМОЕ НАЗНАЧЕНИЕ В ЭТОМ ЖЕ УКАЗЕ ДАТЫ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА НА 31 МАРТА 2019 ГОДА; + UPD НАРОДНЫЙ ФРОНТ ТАКЖЕ ТРЕБУЕТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ. ЕСЛИ ВСЕ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ БУДУТ ВНЕСЕНЫ, ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – ВПОЛНЕ ПРИЕМЛЕМАЯ МЕРА В ОТВЕТ НА АГРЕССИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПАРЛАМЕНТА ЕЩЕ НЕ НАЧАЛОСЬ»

По информации начальника Генштаба ВСУ Виктора Муженко, не получив информации относительно возможности прохода через пролив, корабли ВМС Украины приняли решение возвращаться в пункт постоянного базирования — в Одессу. «При проходе кораблей из зоны ожидания в пункт постоянного базирования, где-то на расстоянии 13-14 миль от побережья Крыма, в районе 40 километров к юго-востоку от Керчи, корабли, которые сопровождались судами и кораблями РФ, были обстреляны, заблокированы и по них была применена стрельба на поражение», — рассказал Муженко.

В результате, по данным ВМС, россияне захватили три корабля и ранили шестерых украинских военнослужащих. Также начальник Генштаба Виктор Муженко сообщил, что в целом на украинских судах находилось 23 лица. Позже СМИ оккупанта сообщили, что трое раненых моряков из захваченных украинских кораблей находятся в керченской больнице. «Насколько нам известно, нескольких раненых перевезли в Москву», — это уже слова Бориса Бабина (112.ua).

«Я обращаюсь к руководству Российской Федерации с требованием немедленно освободить украинских военнослужащих, которые в нарушение международного права, грубо были задержаны и судьба которых неизвестна», — заявил Президент Украины Петр Порошенко в обращении к руководству Российской Федерации (president.gov.ua).

В ночь на 26 ноября состоялось внеочередное чрезвычайное заседание Совета национальной безопасности и обороны, которое было созвано по решению Военного кабинета в связи с фактом военной агрессии со стороны РФ по ВС Украины. На нем Петр Порошенко поддержал введение военного положения в Украине, призвав народных депутатов собраться во ВР на закрытое заседание для обсуждения военного положения.

«ВВЕДЕНИЕ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВПОЛНЕ ОПРАВДАНО. ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА»

Во время подготовки номера заседание Верховной Рады еще продолжалось. Накануне речь шла о введении военного положения в течение 60 суток. Именно после решения парламента, действие военного положения можно анализировать более конкретно, в частности относительно влияния на будущие выборы президента Украины, которые запланированы на 31 марта 2019-го. 

«Я обосновывал необходимость введения военного положения еще в 2014 году, — комментирует «Дню» юрист-международник Владимир ВАСИЛЕНКО. — То есть сразу после того, как 20 февраля 2014-го года началась вооруженная агрессия России против Украины. Возможно, военное положение стоило ввести не сразу, ведь необходимо было провести президентские выборы. Ведь Украина должна была иметь легитимно избранного Президента. Однако после его избрания нужно было немедленно вводить военное положение с целью максимальной мобилизации всех ресурсов государства и общества для отпора агрессии. Я уверен, что в таком случае можно было бы избежать потери части Донецкой и Луганской областей, которые являются сейчас временно оккупированными. Думаю, что отношение западных государств к ситуации, вызванной вооруженной агрессией России, было бы более активным и благоприятным для Украины. Когда руководство государства, подвергшегося вооруженной агрессии, говорит не о том, что оно действует в соответствии со статьей 51-й Устава ООН о самообороне от агрессии, а вводит режим АТО, то это юридически означает, что внешняя агрессия против него не осуществляется и оно борется с непонятными террористами и сепаратистами в рамках внутреннего конфликта».

Если раньше Россия, постоянно отказывалась признавать свое участие в войне против Украины, рассказывая о «воюющих шахтерах и трактористах», хотя множество доказательств свидетельствовали именно о действиях Москвы, то последняя агрессия Кремля против украинских кораблей состоялась абсолютно открыто — под российскими флагами. И это однозначно усиливает украинскую позицию на международной арене, в том числе для привлечения к ответственности и усилению санкций против агрессора.  

«Очень хорошо, что с 2014 года ситуация начала изменяться, — говорит Владимир Василенко. — В частности, был принят Закон от 18 января 2018 года «Об особенностях государственной политики по восстановлению суверенитета в Донецкой и Луганской областях». В данном Законе уже черным по белому вещи названы своими именами: Россия — это государство-агрессор, и она ответственна за совершенное ею международное преступление против Украины. Сейчас происходит заострение ситуации по вине России. Собственный говоря, речь идет  о продолжении российской агрессии и переходе ее в более активную фазу. Поэтому введение военного положения вполне оправдано. Лучше поздно, чем никогда». 

Реакция украинского общества на ситуацию, в частности на предложение введения военного положения, является достаточно разной. Существуют разные мнения и толкования — для чего это делается, кому выгодно. И этому есть объяснение. Если в 2014-м, в начале российской агрессии, общество было более сплоченным — поддержка Петра Порошенко в первом туре выборов тому подтверждение, то последующие действия власти у многих вызывали разочарование. Соответственно, сегодня не все так однозначно воспринимают позицию Банковой.

«Безусловно, агрессивные действия РФ в Азовском море, которые начались еще весной этого года, свидетельствуют, что Россия стремится обеспечить свое абсолютное доминирование, блокировать украинские порты с целью их международной изоляции и заострения социальной ситуации на востоке Украины, — отмечает Владимир Василенко. — Потому Украине нужно прилагать максимальные усилия, чтобы эффективно противостоять этому. Введение военного положения должно убедить международное сообщество в серьезности ситуации, порожденной вооруженной агрессией России. Мир должен понять, что все, что происходит в Украине в результате агрессии РФ, является угрозой не только для нас, но и для всего мира. А следовательно, относительно агрессии нужно усиливать международно-правовые санкции». 

КАК ОТРЕАГИРОВАЛ МИР НА ДЕЙСТВИИ АГРЕССОРА? 

Украина созывает экстренное заседание Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Первый заместитель председателя парламента Ирина Геращенко у себя в ФБ сообщила, что посол Украины при ООН Владимир Ельченко уже обратился к председательствующей в Совбезе стране — КНР, с требованием немедленно созвать Совбез.

В понедельник Президент Украины Петр Порошенко провел телефонный разговор с Генеральным Секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, во время которого они договорились о срочном созыве чрезвычайного заседания Комиссии УКРАИНА-НАТО из-за агрессии России.

До этого пресс-секретарь Альянса Оана Лунгеску подчеркнула, что в НАТО внимательно следят за развитием ситуации в Азовском море и в Керченском проливе. «НАТО полностью поддерживает суверенитет Украины и ее территориальную целостность, включая ее права на судоходство в собственных территориальных водах. Мы призываем Россию обеспечить беспрепятственный доступ к украинским портам на Азовском море в соответствии с международным правом», — заявила пресс-секретарь Альянса (eurointegration.com.ua).

Член Палаты представителей Конгресса США от Республиканской партии Брайан Фицпатрик заявил, что нарушение Россией международного права в Азовском море является прямой угрозой интересам национальной безопасности США и Вашингтон должен стать бок  о бок с украинцами. «Вопиющее нарушение Россией международного права в Азовском море и ее провокационная атака на суверенитет Украины абсолютно неприемлемы. Россия должна немедленно возобновить свободу передвижения через Керченский пролив, чтобы позволить украинским судам свободно использовать украинские порты. Я призываю президента и администрацию привлечь к ответственности Владимира Путина на следующей неделе на саммите G20. Мы должны стать бок о бок с украинцами», — говорится в сообщении конгрессмена (fitzpatrick.house.gov).

Соседняя Польша осудила агрессию России и призвала ее соблюдать международное право. «Драматическая эскалация напряженности в водах Азовского моря, в результате которой ранены моряки и повреждены корабли ВМФ Украины, стала следствием последовательных нарушений Российской Федерацией основных принципов международного права, в том числе в нарушении территориальной целостности и суверенитета Украины», — говорится в заявлении (msz.gov.pl).

Министр иностранных дел Канады Христя Фриланд в своем Twitter призвала освободить захваченные суда и обеспечить их свободный проход. «Канада осуждает российскую агрессию по отношению к Украине в Керченском проливе. Мы призываем Россию немедленно снизить (эскалацию — Ред.), освободить захваченные суда и обеспечить свободный проход. Канада неизменно поддерживает суверенитет Украины», — говорится в заявлении главы МИД Канады.

Румыния выразила «глубокую обеспокоенность» в связи с новой атакой России. «Глубоко обеспокоены событиями в Азовском море и Керченском проливе. Агрессия и нарушение международного права подрывают безопасность всего региона», — говорится в сообщении румынского МИД в Twitter.

Эстония обратилась к России с требованием немедленно освободить захваченные украинские суда в Азовском море. «Эстония осуждает нападение России на украинские суда в Азовском море и Керченском проливе и призывает к немедленному освобождению кораблей. Эти действия нарушают как международное право, так и суверенитет и территориальную целостность Украины, сознательный акт относительно усиления напряженности», — говорится в сообщении МИД Эстонии в Twitter.

«Международное сообщество имеет все возможности усилить принуждение относительно России, но для этого необходимо наличие политической воли у руководства западных демократий, — подчеркивает Владимир Василенко. — Если же государство, которое подверглось акту агрессии, само не принимает адекватные меры и не называет вещи своими именами, то чего можно в таком случае желать от международного сообщества. Международные партнеры Украины неоднократно говорили нам, что неопределенность украинским руководством правовой ситуации и невнедрение полномасштабных санкций против России не способствует выработке более жесткой позиции западных демократий по отношению к России».

«ЧТО КОНКРЕТНО ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИВНЕСЕТ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МОРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА АЗОВСКОМ МОРЕ?»

Вопросов к нынешней власти действительно много. От упомянутых санкций и до последней конкретной ситуации на Азове. Например, почему украинское военное руководство оказалось не готово к захвату украинских кораблей со стороны России? В условиях войны и агрессивных действий Москвы этот вариант кажется очевидным. Или по поводу военного положения — почему именно на 60 суток, а не на 30, что позволило бы не переносить проведение выборов? Вопросы к украинской власти общество должно держать на контроле, однако на первом месте в данной ситуации — действия агрессора и соответствующая наша реакция.

В некоторой степени мы вынуждены двигаться в данном фарватере, ведь на кону национальные интересы и единство в противодействии Кремлю. Хотя «День» посвятил много времени и текстов, чтобы в течение многих лет демонстрировать другой путь для нашей страны, указывая на причинно-следственную связь нынешних проблем.

«Во-первых, хотел бы поблагодарить газете «День» за внимание к проблематике морской безопасности Украины, — комментирует нашему изданию адмирал, эксперт по вопросам обороны и безопасности Игорь КАБАНЕНКО. — О росте угроз национальной безопасности Украины на море и целесообразных шагах в связи с этим много было сказано на страницах «Дня».

Расстрел и захват украинских боевых катеров и вспомогательного судна с их экипажами демонстрирует игнорирование Россией норм международного права, согласно пункту 3д Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 является актом прямой агрессии против Украины. К сожалению, это факт.

Важно извлечение профессиональных уроков из этой ситуации и их использование для недопущения развития эскалации конфликта и его перебрасывание в северное Черноморье — такая угроза актуальна. Свою роль должна сыграть украинская дипломатия, результативные действия в информационной и экономической сферах относительно защиты суверенных прав Украины на море.

Вновь и вновь актуальна тема возможностей наших ВМС. Для усиления своего военного флота Украине следует максимально реализовать возможности партнерства с Западом. Айленды ожидают передачи в Балтиморе — что мешает получить их в течение месяца? Есть и другие возможности, которые следует реализовать. Во время Второй мировой Черчилль за несколько месяцев получил от США 50 эсминцев, которые сыграли свою роль в недопущении блокады Великобритании с моря. Почему Украина не может сделать подобное сейчас?

Военным кабинетом вчера было актуализировано введение военного положения. В то же время остается вопросом, что конкретно оно привнесет для укрепления морской безопасности на Азовском море, ведь у нас там не определены территориальные воды и исключительная морская экономическая зона. С другой стороны, например, введение военного положения в отдельных областях не предусматривает ничего в территориальном море, потому что области не имеют территориальных вод. Это и многое другое в контексте морской безопасности нуждается в отображении на законодательном и исполнительном уровне на базе глубокой профессиональной экспертизы.

Наконец, следует перестать смотреть на море исключительно с берега и признать, что морская безопасность требует особых, во многом отличающихся от континентального восприятия современной войны, профессиональных знаний и навыков, в то же время тесного межвидового и межведомственного взаимодействия. На разных уровнях государственного и военного управления».   

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать