Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как использовать «окно возможностей»?

Для противостояния России и возвращения наших пленных важно избежать политической турбулентности в Украине
15 мая, 19:03
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Мы хотим, чтобы Россия протянула руку новому украинскому правительству, чтобы нашелся выход из ситуации. Мы также призываем российскую власть освободить представителей экипажа, который был захвачен в Керченском проливе», — заявил на пресс-конференции в российском Сочи госсекретарь США Майкл Помпео после встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

Вопрос освобождения украинских военнопленных моряков (официальная позиция ООН, не только Украины), как и других политзаключенных, из российских казематов остается большой проблемой для Украины, которая в первую очередь зависит от Москвы. Ведь не Украина развязала войну против России и оккупировала часть ее территории. А наоборот. Не Украина захватывает россиян и под вымышленными поводами осуждает их на разные сроки заключения. А наоборот. Реалии таковы, что нынешний политический режим в России имеет достаточно ресурсов для того, чтобы держать под контролем собственный народ, вести войну против Украины и создавать проблемы другим странам и народам по всему миру. Как остановить Кремль?

Украине самостоятельно это не по силам, ресурсы не соизмеримы, хотя украинцы, конечно, борются. Это по силам Украине с Западом, которые  вместе могут заставить Россию платить за свои действия большую цену. Для этого необходимо вводить новые экономические санкции против РФ, к чему Запад пока не готов, даже после решения Москвы о паспортизации жителей оккупированной части Донецкой и Луганской областей. Действующие санкции сохранить бы. И еще один очень важный момент — это развитие и укрепление самой Украины, ее экономики, армии и так далее.

Показательно, что после переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным, Помпео в разговоре с журналистами, стенограмму которого распространил госдепартамент США, заявил: «... есть моменты, когда у нас просто разные взгляды. Вы вспомнили Украину. Посмотрите, у нас разные взгляды на то, как должен продвигаться вопрос Украины». Самим Соединенным Штатам пока сложно найти понимание с Россией из-за ее агрессивной политики.

Новоизбранный президент Украины неоднократно заявлял, что очень важно, в частности, «прекратить огонь на востоке» и «вернуть захваченные территории и захваченных украинцев». Однако остается открытый вопрос: каким образом? Как «Россия протянула руку новому украинскому правительству», к чему призывал Помпео, мы уже увидели на примере запрещения экспорта в Украину российской нефти и нефтепродуктов с 1 июня, а также раздачей паспортов. Это первые шпильки для нового президента Украины, которых в Москве, несомненно, подготовили немало.

13 ФЕВРАЛЯ 2019 Г. МОСКВА / ФОТО РЕЙТЕР

Следовательно, может ли все-таки смена президента в Украине создать условия для позитивного решения вопроса с украинскими военнопленными моряками и политическими узниками? Чего вообще следует ожидать от России в дальнейшем?

«МОСКВА МОЖЕТ ЗАТЯГИВАТЬ РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ПЛЕННЫХ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ»

Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Центра «Новая Европа»:

— Россия однозначно будет использовать этот вопрос как рычаг влияния, элемент шантажа относительно нового президента Украины. Можно было бы ожидать, что Россия сделает жест доброй воли; откроет новую страницу в отношениях с Украиной. Однако последние решение Москвы (и относительно паспортизации украинцев на оккупированных территориях, и относительно решений в нефтяной сфере) показывают совсем другой подход — продемонстрировать силу. Это можно интерпретировать только однозначно — Россия стремится вынудить новую украинскую верхушку к уступкам. Москва может затягивать решение этого вопроса длительное время.

Россия пока тестирует Владимира Зеленского, международное сообщество — наблюдает, как реагирует новоизбранный президент на решения российской власти; поддерживают ли его коллеги из западных стран; насколько он сможет контролировать процесс принятия решений в Украине. От ответов на эти вопросы зависит последующее поведение России. Чем более турбулентная ситуация будет в Украине, чем слабее будет поддержка Запада, тем агрессивнее будут провокации со стороны России.

«ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАК БЫСТРО И АКТИВНО ПРЕЗИДЕНТ ЗЕЛЕНСКИЙ БУДЕТ ПРИНИМАТЬ ТЕ ИЛИ ДРУГИЕ РЕШЕНИЯ»

Василий ФИЛИПЧУК, глава правления Международного центра перспективных исследований:

— Со сменой президента всегда есть окно возможностей для решения вопросов, которые длительный период не решались. Я, много экспертов и дипломатов — мы все ожидаем, что после того, как новоизбранный президент Украины полностью возьмет под контроль  область внешней политики, он сможет достичь определенного прогресса в диалоге с нашим северным соседом.

Но с другой стороны, мы наблюдаем, что утверждение его на должности сопровождается такой турбулентностью, что не исключено, что соседи, а особенно Россия, для которой любая наша внутренняя проблема — это только большой плюс, воспользуется этим. Она будет или поддерживать такую турбулентность внутри нашей страны, или, по крайней мере, будет объяснять этим нежелание вести диалог с новоизбранным президентом до времени, пока он полностью не сможет обеспечить контроль над всей исполнительной властью или, по крайней мере, сферой внешних отношений. Ведь после того, как он, надеемся, как можно быстрее проведет инаугурацию и станет Президентом Украины, ему, по меньшей мере, нужно будет назначить несколько ключевых лиц, которые смогут начать на низшем уровне подготовку к принятию такого решения как обмен или освобождение наших военнопленных, обмен заложников, прогресс по выполнению Минских договоренностей. Но выглядит, что даже назначить министра иностранных дел будет очень непросто для него. Мы не говорим даже о том, что не знаем, какие будут возможные кандидаты, эти люди должны иметь определенный уровень легитимности и поддержку со стороны парламента. Но парламент может и не поддержать любого, кого внесет президент, учитывая то, как трудно сейчас принимаются решения по инаугурации. При этих условиях представить, что состоятся какие-то серьезные решения до того времени, пока президент не назначил министра и не начал непосредственно руководить сферой внешних отношений, очень трудно.

Поэтому я бы не имел никаких излишних надежд и ожиданий. Хотя окно возможностей есть, и все зависит от того, как быстро и активно президент Зеленский будет принимать те или другие решения, как наладит каналы коммуникации с западными и восточными его собеседниками.

Относительно того, что это обсуждал Помпео, хорошо, что американцы не забывают об этом говорить. Хотя я бы не очень надеялся на то, что россияне пойдут на какие-то шаги и решения только потому, что об этом попросили американцы.

Должен был бы быть ряд встреч, где были бы возможности для того, чтобы установить контакт и начать хотя бы какой-то диалог. Это возможно, если Зеленский полностью сможет вступить в должность и начать осуществлять внешнюю политику. Первой такой возможностью будет 6 июня, когда во Франции будут отмечать 75-летие операции по высадке войск в Нормандии. Там будет присутствовать ряд ключевых для Украины партнеров — французский президент, немецкий канцлер, президент Трамп. Не исключено, что будет приглашен и российский президент. Ожидаем, что 6 июня будет встреча Нормандской четверки, а возможно, и встреча в формате Путин — Трамп — Зеленский. Но сейчас мы уже видим, что этот вопрос фактически не обсуждается, поскольку обретение полномочий новым президентом затягивается. Поэтому даже если инаугурация состоится 26 мая, время на серьезную подготовку до встречи 6 июня вряд ли останется. А если это не состоится 6 июня, то следующая возможность будет разве что уже в сентябре, когда будет Генассамблея ООН. Но пока еще мы говорим об очень виртуальных вещах. Пока новоизбранный президент четко не объявит, какая его политическая линия по Донбассу, будет ли он выполнять Минские договоренности, не сформирует политическую позицию и у него не будет определенный канал коммуникации и команда, которая будет это делать, до тех пор мы не знаем, чего ожидать от него и, соответственно, очень трудно чего-то ожидать от России.

А россияне подняли ставки, ввели новые санкции, начали обострять ситуацию, впереди у нас проблемы с российским газом и много других. Поэтому не думаю, что они пойдут на какие-то дополнительные агрессивные шаги. У них и так достаточно высоко подняты ставки.

«ПОСЛЕ ИЗБРАНИЯ ЗЕЛЕНСКОГО КРЕМЛЬ ОФИЦИАЛЬНО РЕШИЛ СТАТЬ СТОРОНОЙ КОНФЛИКТА»

Семен НОВОПРУДСКИЙ, российский журналист:

— Для Путина пока единственным значимым результатом является то, что США с ним вообще разговаривают. Возможно о каких-то более конкретных результатах можно будет говорить после анонсированной встречи Путина и Трампа, если таковая состоится. Однако пока обе такие встречи приводили лишь к новому витку ухудшения российско-американских отношений. Сейчас для Трампа ситуация поменялась лишь в том смысле, что с него после доклада комиссии прокурора Мюллера сняты обвинения в сговоре с Россией, но не во вмешательстве России в американские выборы. И Трампу сейчас критически важно, чтобы Россия дала убрать президента Венесуэлы Мадуро. Собственно, именно по Венесуэле сейчас и можно будет «измерять» реальные изменения в отношениях России и США.

Россия теоретически может начать какой-то политический торг вокруг освобождения украинских моряков после вступления в должность Зеленского. Но скорее всего это произойдет только после окончания судебного процесса и вынесения обвинительного приговора (Кремлю пропагандистски важно для внутреннего пользования официально обвинить моряков в нарушении российских законов). И уже после вынесения приговора Россия может в частности рассмотреть вариант обмена моряков на того же Вышинского.

Указ Путина о выдаче паспортов граждан РФ жителям так называемых «народных республик» и есть самое значимое изменение позиции при Зеленском. В России прямо заявили, что например, на российские пенсии будут претендовать только те жители «ДНР» и «ЛНР», которые зарегистрируются в России. Таким образом, с одной стороны, РФ пытается создать некий стимул для переезда в Россию жителей оккупированных территорий Донбасса, а, с другой, раздавая им паспорта, создает почву для официального вооруженного вмешательства под предлогом «защиты своих граждан». Поскольку Украина остается главной страной отвлечения внимания россиян от российских проблем кремлевской машиной пропаганды, Путин заинтересован в дестабилизации Украины любыми способами. Но важно понимать, что сам факт выдачи паспортов граждан РФ жителям Донбасса означает, что Кремль теперь не будет считать войну там «гражданской», как до сих пор. Таким образом, после избрания Зеленского Кремль официально решил стать стороной конфликта, чего не делал при Порошенко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать