Опять шанс. Опять для Рады
«Моральную поддержку оппозиционерам мы обеспечим», — убеждает МайданЛед тронулся. На выходных власть и оппозиция достигли компромисса хотя бы в чем-то — закон об амнистии вчера вступил в действие. Оппозиционеры инициировали освобождение здания КГГА и ряда облгосадминистраций и частично возобновили движение транспорта на улице Грушевского. В обмен — власть обязалась в течение месяца закрыть все судебные дела против ранее задержанных протестующих. Не обошлось и без международных посредников. В частности, Акт о передаче здания мэрии Киева подписали комендант КГГА Руслан Андрийко и посол Швейцарской конфедерации Кристиан Шоненберг. Новоназначенный глава КГГА Владимир Макеенко документ не завизировал, хотя и отметил: никаких претензий к протестующим у него нет. А вот недовольных активистов от Майдана оказалось немало. «Оппозиция «сливает» майдан», «Нас предали», «Почему нам ничего не объясняют?», — возмущались отдельные митингующие. Другие же, наоборот, восприняли действия оппозиции на «ура». «Главное — освободить всех наших побратимов, — рассказывали «Дню» ребята из Самообороны. — С Майдана и так никто не уйдет. А здание КГГА мы всегда успеем захватить». Однако и те и другие выглядели крайне уставшими. За месяцы протеста ощущение неопределенности, крайней усталости и отсутствия конкретных результатов от переговоров власти и оппозиции у людей только усилилось. «Янукович идти на уступки не хочет, а Тягнибок, Кличко и Яценюк ничего сделать с этим не могут, — рассказал «Дню» один из активистов «Правого сектора» (имя просил не называть). — Единственный фактор, который сдерживает их кулуарно договориться уже сегодня, — это Майдан. Нужно продолжать давить». На Кого и ради Чего? Ответы... Очередной час «Х» назначен на сегодня. Уже в который раз площадкой для выхода из кризиса политики по обе стороны баррикад называют парламент. На эффективность работы ВРУ надеются и люди с Майдана. Вместо революционных баррикад они призвали политиков от оппозиции надеть галстуки переговорщиков и на уровне вести переговоры с властью. «Моральную поддержку оппозиционерам мы обеспечим, — убеждают митингующие. — Нашей энергии хватит на всех».
СОВЕТ ВТОРОЙ
Между тем, уже по «традиции», перед принятием важных решений отечественные политики едут советоваться к своим иностранным коллегам. Оппозиционеры обвиняют Януковича в проведении негласных «консультаций» с президентом РФ Владимиром Путиным, представители власти в ответ упрекают лидеров оппозиции в «политическом заговоре» со США и ЕС. На этот раз на зарубежные переговоры отправились лидер фракции «Батьківщина» Арсений Яценюк и председатель «УДАРа» Виталий Кличкой. На встречу их пригласила немецкий канцлер Ангела Меркель. Формальный повод — пути преодоления политического кризиса в Украине. Неформальный — «оппозицию интересует более активное вмешательство ЕС и давление на власть», — комментирует «Дню» политолог Владимир Лупаций.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«Не думаю, что действия оппозиции будут зависеть от сегодняшней встречи, — возражает «Дню» народный депутат от «УДАРа» Павел Розенко. — У нас есть свой план, мы его реализуем и будем делать это и в дальнейшем. ЕС заинтересован в том, чтобы ситуация в Украине разрешалась мирным путем, а на границах с ЕС господствовала зона стабильности, а не боевых действий или конфликта».
Собственно, о политико-экономической стабилизации ситуации в стране, как сообщили «Дню» источника в «Батьківщині», и должны были беседовать в Германии. Главная причина дипломатической активности ЕС — угроза дефолта в Украине из расчета одной-двох недель. Подобные заявления, между прочим, уже неоднократно звучали со стороны российских высокопоставленных лиц. Мол, пока в Украине не сформируют новое правительство, ни о каком транше кредитных средств Виктор Янукович может и не мечтать. В игру за Украину вступили международные игроки.
НАДЕЖДЫ ЯНУКОВИЧА
Свои надежды на эффективность парламента возлагает сейчас и ближайшее окружение президента. Новый премьер должен консолидировать представителей разных политико-финансовых групп в ПР и отбросить все разговоры о расколе во фракции, убеждают эксперты. «Верховная Рада должна работать, — считает Михаил Чечетов. — Ожидаем, что, в соответствии со своими конституционными полномочиями, на этой неделе президент внесет кандидатуру премьера на рассмотрение ВРУ. У нас нет голосов за оппозиционного кандидата, поэтому премьером станет человек от Партии регионов».
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«Профессионал, организатор, сильный топ-менеджер...», — детально описывает политический портрет нового главы правительства Чечетов. От ответа на вопрос, о ком из политиков он сейчас ведет речь, регионал уходит. «Президенту лучше знать. А мы в Партии регионов его решения обязательно поддержим», — заверяет депутат. В оппозиции же убеждают, что за провластного руководителя Кабинета министров они точно не будут голосовать. «Попытка без консультаций продавить премьера из своего окружения в ВРУ может поспособствовать выходу из кризиса экономического, но никоим образом не политического. Наоборот, лишь заострит его, — уверен Павел Розенко. — Желательно, чтобы кандидатура следующего премьер-министра собрала по меньшей мере 400 голосов. Шансы для этого есть. Политическое решение нужно искать лишь в диалоге с президентом». О возможности быстрого возврата к Конституции 2004-го года оппозиционеры говорят все меньше. Заручиться поддержкой депутатов от Партии регионов им так и не удалось. «Шанс утрачен», — прямо констатируют представители парламентского меньшинства.
Тактика власти понятна. Там до сих пор думают, что Майдан сам собой «рассосется», и для этого затягивают время. Оппозиция фактически самоустранилась от активных политигрищ и надеется исключительно на поддержку международных посредников и результаты кулуарных договоренностей с властью. О факторе Майдана в этом политическом пасьянсе никто и не вспоминает.
Выпуск газеты №:
№29, (2014)