Теперь каждый украинец должен, ложась, в головы класть мешок мыслей об Украине, должен покрываться мыслями об Украине и вставать вместе с солнцем с хлопотами об Украине.
Николай Кулиш, украинский драматург, режиссер, педагог, представитель Расстрелянного Возрождения

Это право принадлежит нам

Кто решит судьбу памятника гетману Ивану Мазепе?
25 октября, 2007 - 18:41
ВСЕХСВЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОЗЛЕ ВОРОТ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ, ПОСТРОЕННАЯ ПО ПРИКАЗУ ГЕТМАНА МАЗЕПЫ В 1696 году / ГЕТМАН ИВАН МАЗЕПА. МАСЛО. ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА ДОМ ЧЕРНИГОВСКОГО КОЛЛЕГИУМА, ПОСТРОЕННЫЙ НА СРЕДСТВА ИВАНА МАЗЕПЫ В 1700—1702 гг.

Непростая жизнь гетмана Ивана Мазепы, его многолетняя и результативная деятельность на благо Украины содействовали формированию стойкого убеждения патриотически настроенных потомков в том, что эта колоссальная фигура заслуживает на достойное увековечение. Понятно, что установление памятника «изменнику украинского народа и вековечной дружбы с братским российским народом» в советской Украине по пропагандистско-идеологическим причинам было невозможным. В то же время среди украинцев диаспоры достаточно длительное время эта идея не находила соответствующей финансовой поддержки. С приобретением Украиной статуса независимого государства вопрос чествования памяти гетмана И. Мазепы стал актуальным, но появилась проблема другого характера, а именно — отсутствие устоявшейся иконографической традиции в воссоздании образа гетмана. Нужно было время, чтобы попытаться эту проблему решить. Происходило это в трех основных направлениях. С одной стороны, современные украинские художники в своих произведениях осуществили попытку вернуться к легендарно-романтической трактовке образа Мазепы, присущей произведениям живописи ХIХ века. С другой стороны, изучение истории Украины периода правления Ивана Мазепы, исследования научной литературы, посвященной проблеме иконографии гетмана, а также работа художников в собственных творческих лабораториях, позволили создать целый ряд портретов гетмана Мазепы, отображавших восприятие этого образа современными художниками. И наконец было осуществлено несколько попыток воплотить видение Мазепы не только в произведениях живописи или графики, но и скульптуры. Последний опыт был чрезвычайно важным, потому что именно он позволил, наконец, создать памятники великому гетману.

Первым шагом на этом пути стало установление в 1991 году двух памятных знаков неподалеку от центра бывшей гетманской столицы — Батурина. В урочище на хуторе Гончаровка, где когда-то был расположен двор и дом гетмана, была установлена гранитная плита с надписью, напоминающая об исторической ценности этого места, а напротив плиты, на искусственно насыпанной могиле — памятный крест в память о Батуринской трагедии и всех тех, кто погиб 3 ноября 1708 года. Это событие свидетельствовало о том, что невзирая на политико-идеологическое давление, совершавшееся на украинский народ в течение длительных периодов отсутствия государственности, когда Украина находилась под властью чужих государственных образований, в ней была жива память о том, как уничтожали ее стремление быть свободной, уничтожали ее лидеров и ее будущее. Но феномен припоминания своего героического прошлого оказался присущим только части общества. Остальные пытались сопротивляться политическим изменениям любым способом, даже путем войны с памятниками. Очевидно, в ответ на требование снесения памятников советской эпохи, формирование национальной идеологии, возвращения из забытья большей части национальной истории и ее выдающихся деятелей, происходили акты вандализма относительно новых памятников. Не посчастливилось и памятным знакам на Гончаровке. Но если поднять руку на крест не хватило смелости, то решительности в упор расстрелять доску с изображением Ивана Мазепы хватило. Она и сегодня хранит на себе эти стреляные «раны»...

Определенной идеологической и моральной поддержкой событий, происходивших в Украине в начале 90-х ХХ ст., стало установление полноценного памятника гетману И. Мазепе в Америке. Для многих украинцев диаспоры эта фигура олицетворяла собой длительный путь борьбы за независимость Украины. Поэтому, как только стало известно, что Украина провозгласила себя самостоятельным государством, появились благоприятные условия для чествования человека, который фактически положил начало этой борьбе. Памятник был создан скульптором С. Литвиненко на средства Украинского народного союза в Соединенных Штатах и был воздвигнут в городе Кергонксони.

Эстафета чествования памяти о гетмане, определение его места в истории украинской государственности было подхвачено гражданами только что провозглашенной независимой Украины. Благодаря настойчивости и материальной помощи одного из известных украинских меценатов — Марьяна Коца, живущего в США, удалось реализовать первый проект памятника Мазепы на его родине в с. Мазепинцы Белоцерковского района Киевской области. Автором проекта этого памятника стал скульптор Е. Горбань. 6 ноября 1994 года в присутствии руководителей нашего государства, иностранных послов, представителей некоторых политических партий и общественных организаций памятник был торжественно открыт. Это событие имело большое значение для всего украинского общества, поскольку за этими торжествами стояло официальное признание гетмана И. Мазепы выдающимся историческим деятелем и осознание его вклада в историю и развитие культуры Украины.

Не менее важным и торжественным событием стало открытие 5 мая 2004 года памятника украинскому гетману в румынском городе Галац, где «почил в Бозе» славный сын Украины, сломленный возрастом, болезнью, осознанием временного поражения своих идей и надежд. Памятник был выполнен по заказу министерства культуры и искусств Румынии скульптором Георге Тенасе. В отличие от бюстов, которые были установлены в Кергонксони и с. Мазепинцах, памятник в Галаце был выполнен вполовину роста. Фигура гетмана как будто восстает из каменной глыбы, которая в то же время служит ее постаментом. На постаменте на двух языках высечены слова: «Иван Мазепа/ гетман Украины/ 20.03.1639 — 10.10.1709». 26 ноября 2004 г. возле места, где установлен памятник, открыт городской парк, названный парком Свободы, что вполне согласовывалось с жизненным кредо И. Мазепы, который всю свою жизнь стремился к свободе и независимости родного народа.

Произведение румынского скульптора отличает от предыдущих памятников своеобразное видение образа украинского правителя. Для Г. Тенасе это — человек с большими и амбициозными планами, преисполненный жизненной силы и способный на порывы. Определенный местный колорит памятнику придает изображение фигуры И. Мазепы в румынской национальной одежде. Возвышается этот памятник на центральной площадке за входом в парк, где он привлекает внимание не только местных жителей, но и напоминает всем гостям города об одном из самых известных украинских деятелей, чей земной путь закончился на румынской земле.

Несколько неожиданным на первый взгляд оказалось решение об установлении памятника И. Мазепы в одном из районных центров Восточной Украины. Это событие должно быть привязано к празднованию 320-й годовщины с момента избрания Ивана Мазепы на гетманство. Как известно, это произошло 25 июля 1687 г. на военном совете около р. Коломак на территории современной Харьковской области. Стремясь отпраздновать это событие, местная власть пгт. Коломак сначала приняла решение об установлении памятного знака (2006 год), а впоследствии и памятника гетману И. Мазепе, торжественное открытие которого было назначено именно на 25 июля 2007 года. Инициатором открытия памятника в этом райцентре стал учитель истории, краевед Алексей Шинкаренко. Эта акция могла бы стать (но не стала из-за отсутствия средств...) исключительно важным событием не только для жителей города, но и целого региона. Право народа решать, какие именно исторические события и фигуры заслуживают на народное чествование, может наконец преобразиться из пустой декларации в реальность! К тому же, следует добавить, что если первые памятные доски и памятники в честь гетмана И. Мазепы устанавливались фактически стихийно и были реакцией на соответствующие тогдашние политические события, то сооружение памятника в придунайском портовом городе Галац, а также идея возведения памятника гетману И. Мазепе в Харькове уже были продуманными, взвешенными шагами, связанными с сознательной гражданской позицией. Для жителей Галаца и Харькова большее значение имело не осознание ими того места, которое занимает фигура украинского гетмана в национальной и мировой истории, а вполне понятное желание чествовать события, связанные для них с историей их «малой родины», их города и региона.

В связи с этим непонятной остается позиция городского совета и мэрии Киева, которые за годы независимости так и не смогли принять соответствующее решение о чествовании памяти И. Мазепы в столице нашего государства. К сожалению, игнорирование этого факта не только вредит имиджу как верховной, так и городской власти. Это еще является ярким показателем настоящего отношения власти к обществу и его жизни, к таким понятиям, как уважение к прошлому и забота о будущем, патриотическом воспитании и национальном достоинстве.

Такое безразличие власти, очевидно, должно побуждать общественность к более активным действиям. Тем более что на сегодняшний день идея создания памятника И. Мазепе уже воплощена в нескольких композициях, заслуживающих внимание. Одной из них является гипсовая скульптурная композиция, авторами которой являются Марк Галенко и Юлия Олейник. По замыслу авторов проекта этого памятника, образ гетмана Мазепы должен воплощать все присущие ему самые лучшие человеческие черты и самые смелые политические замыслы, борьбу чувств и порывов, понимание им сущности современного ему исторического момента и осознание своей роли в нем. Незаурядное значение для всей композиции памятника должно играть и место его установления. Самым лучшим вариантом были бы склоны Днепра неподалеку Киевско-Печерской лавры, которую гетман И. Мазепа постоянно опекал в течение всего времени своего правления. Другим местом мог бы стать двор Музея гетманства, который находится в так называемом Доме Мазепы, расположенном на Подоле неподалеку от Киево-Могилянской академии, которая в свое время также находилась на попечении гетмана.

Следовательно, появление за последние 16 лет нескольких памятников гетману И. Мазепе в трех странах мира уже является положительной тенденцией. В то же время «тихое умалчивание» потребности установления подобного памятника в столице Украины может быть показателем изменения приоритетов государственной политики и национальной идеологии (или простым нежеланием власти, которая только декларирует бдение национальных интересов вовремя реагировать на вызовы времени). Итак, очевидно, наступило время городской общине города, историкам, представителям творческих кругов проявить свою позицию и инициировать установление памятника, не ожидая решения «сверху», потому что право на чествование памяти выдающихся деятелей нашей истории, значимых исторических фигурах должно принадлежать нам.

Ольга КОВАЛЕВСКАЯ, Институт истории НАН Украины
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments