Перейти к основному содержанию

Философ-воин

55 лет назад, 3 октября 1953 года, ушел из жизни первый идеолог ОУН Юлиян Вассиян
02 октября, 19:01

Юлиян Вассиян (1894—1953) принадлежит к числу самых оригинальных и идейных фигур нашей культуры. В чем-то нетипичный украинец — самоуглубленный, поразительно дисциплинированный в работе, по-немецки склонный к абстракции, широким обобщениям. Его судьба парадоксально соединила в нем талант кабинетного философа-ученого и подпольного революционера-пропагандиста.

Он принадлежал поколению, которому суждено было взлететь над Украиной яркой струей кометного водоворота и так же внезапно разбиться о твердь исторического тупика. Формировали это поколение бури Первой мировой войны и Национальной Революции 1917—1920 гг., а потом оно стремительно мужало и росло духом в горячие межвоенные времена, когда противостояние оккупациям обрело особую суровость и жертвенность.

Далекий потомок армянских поселенцев в Украине, род которого украинизировался, очевидно, еще в эпоху позднего Средневековья, Ю. Вассиян родился в селе Колоденцы около старинного галицкого городка Жовква. Среди волынских православных епископов ХV в. значатся два Вассияна — Владимирский и Туровский епископы (по «Історії України-Руси» М. Грушевского). Возможно, один из них и был далеким предком украинского националиста ХХ в. Это что касается некоторой экзотичности происхождения. В другом аспекте, семейном, Вассиян относился к типичной галицкой патриотической семье начала ХХ в.: отец — учитель, директор школы, активный работник просвещения. Сам Юлиян учился в знаменитой Львовской академической гимназии, через которую прошла львиная доля галицких интеллигентов и которая была едва ли не главным форпостом украинского духа и идеи среди польского культурного моря в Галичине.

Учеба в гимназии была очень бурной, увлекательной: тогда, в начале ХХ в., среди галицких гимназистов разразились бури борьбы за украинский университет во Львове, они принимали активное участие в стычках с поляками во время демонстраций, организовывали самые разнообразные формы национального протеста. Поэтому в 1913 г., когда Юлиян закончил гимназию, он был вполне сознательным патриотом.

В 1914 г. Вассиян вместе со старшим братом Владимиром, талантливым художником, предпринял отчаянную попытку прорваться через фронт и все-таки записаться в Легион Сечевых стрелков, который формировался при австро-венгерской армии. Венгерская жандармерия, которая с подозрением относилась ко всем русинам-украинцам, посадила в тюрьму его и отправила в лагерь интернированных. Там ему удалось убедить одно австрийское высокое должностное лицо в том, что его украинский патриотизм не идет вразрез с австрийским государственным патриотизмом, когда речь идет об общей борьбе с имперской Россией. Так Юлиан Вассиян все-таки оказался среди Сечевых стрелков. Он прошел всю военную кампанию УСС и потом национальной Украинской Галицкой Армии, участвовал в военных действиях на территории Надднепрянской Украины, увидел и понял все героические порывы украинских военных структур во время Национальной Революции и все стратегические промахи общего украинского политического движения.

В 1920—1922 гг. пришлось еще побывать в польском лагере для пленных в Домбъю и пережить длинный ряд унижений и лишений. В то же время эти условия содействовали тому, что патриотическая интеллигенция, преимущественно молодая, начала очень кардинальное переосмысление основ и стратегических направлений национально-освободительного движения. Этот период (1920—1923 гг.) можно считать одним из наиболее плодотворных в украинской истории в плане интеллектуальных поисков. В лагерях для интернированных воинов Армий УНР и УГА на территории Польши и Чехословакии возникла целая общественно-культурная инфраструктура для сохранения украинской идентичности и развития национальной идеологии. Бывшие солдаты теперь становились публицистами, редакторами, писателями, исследователями, художественными и литературными критиками, философами. Долго сдерживаемые эмоции после окончания войны с особой силой выливались в творчестве. В лагерях выходили десятки больших и малых журналов, альманахов, книг, действовали скромные, но активные издательства, развивался театр, художественные кружки и т. п. Результатом этой бурной всесторонней деятельности молодой генерации стало критическое переосмысление политического и идейного опыта украинского социализма и либерального национал-демократизма, выход на идейные горизонты традиционализма (консерватизма) и национализма.

С 1922 г. Ю. Вассиян пошел учиться в львовский тайный университет, который был организован галицкой интеллигенцией с целью формирования культурных и академических кадров в условиях, когда официально на Галичине украинцам не разрешалось открывать свой университет, учиться в государственном польском университете. Здесь впервые он погрузился в атмосферу подполья, напряженного межнационального противостояния в повседневности. Здесь широко проявилась интеллектуальная способность Юлиана как мыслителя, скрупулезного исследователя, внимательного интерпретатора. Он становится одним из авторитетов для студенческой молодежи, занимает должность университетского референта в Украинском краевом студенческом совете, который занимался организацией студенчества и сотрудничал с подпольной Украинской военной организацией во главе с Е. КОНОВАЛЬЦЕМ, которая вела борьбу против польской оккупации.

Тогда одним из важнейших направлений борьбы за молодежь в Галичине было противодействие советскофильству. Эта общественно-политическая тенденция появилась под влиянием пропагандистской демагогии, что якобы в СССР создано «настоящее украинское государство — УССР», где идет «украинизация» и «возрождается народозащитная экономика в виде НЭПа». Напомним, что тогда на советские позиции перешел даже главный галицкий политик, диктатор Евгений Петрушевич, бывший лидер ЗУНР. Понятно, он сделал это в иллюзорной надежде на возможность использовать СССР в борьбе против Польши. Следовательно, первым большим историческим шагом молодежного националистического движения в Западной Украине была его успешная деятельность против советско- и москвофильства. Именно тогда Юлиан Вассиян идейно возмужал как убежденный традиционалист, человек новой формации политиков, которые под веяниями идей Дмитрия Донцова четко стали на позицию «веры только в собственные силы», без каких-либо надежд на внешнее освобождение Украины.

Из студенческих организаций в Галичине и Чехословакии постепенно сформировалась Группа украинской националистической молодежи, которая явно выражала новые интенции в украинском движении: волюнтаризм, милитаризм, иррационализм и христианский идеализм в философии, революционизм в действиях, романтизм в настроениях. В 1924 г., когда Ю. Вассиян переехал на занятия в Прагу, он сразу стал одним из лидеров этой организации, начал печататься в ее органе — журнале «Національна думка». Этот месячник зарекомендовал вскоре себя как одна из главных теоретических трибун по развитию идеологии украинского национализма. В 1927 г. Вассиян уже воспринимался в националистической среде как главный идеолог и был делегирован на 1-ю Конференцию украинских националистов в Берлине, которая должна подготовить платформу для объединения различных националистических подпольных организаций в одну структуру. С тех пор начал действовать в качестве координационного органа Провод украинских националистов во главе с Е. Коновальцем, появился печатный официоз Провода — журнал «Розбудова нації», который появился на базе «Національної думки», в нем Ю. Вассиян был постоянным автором. Уже в №2 появилась его этапная статья «К главным основам национализма». «Розбудова нації» в целом является одним из лучших украинских теоретических журналов (не только в аспекте развития национальной идеологии), поэтому удивляет некоторое равнодушие (или предубежденность?) к журналу современных украинских исследователей. В основных параметрах этот журнал передавал идеологическую платформу «Літературно-наукового вісника», который выходил под редакцией Д. Донцова с 1922 г. во Львове, с той только поправкой, что не содержал художественной литературы. Его характеризовали четкая нациозащитная методология мышления, формирование идеалистического мировоззрения, последовательная критика любого империализма и малороссийства, антисоциалистические и антилиберальные интенции, умение острее всего поставить проблематику по украинской историософии или культурологии.

В 1928 г. прошла II Конференция украинских националистов в Праге, на которой Ю. Вассиян был делегирован на будущий Конгресс украинских националистов уже как главный идеолог, человек, который глубоко сознавал мировоззренческую доктрину национализма. Конгресс состоялся 27 января — 3 февраля 1929 г. в Вене и на нем была основана ОУН. Ю. Вассиян произнес свой знаменитый доклад «Идеологические основы украинского национализма» ( «Розбудова нації». — 1929. — № 3-4). Сейчас этот доклад перепечатан по оригиналу в фундаментальном и скрупулезном научном сборнике «Конгрес українських націоналістів 1929 г.: Документи і матеріали. / Упорядник Володимир Муравський. — Львів, 2006. Собственно здесь Ю. Вассиян выразил центральную мысль своей философии нации: национализм не является только ответом на внешнее давление / завоевание, какого-то порабощенного народа, а, прежде всего, это внутренняя, органическая жизненная сила народного гения, вечная способность социума к динамичному самообновлению и росту (отсюда — понятие революционный национализм), этот радостный ответ этнической уникальности на стремление Бога к обогащению и разнообразию мира.

На Конгрессе Вассияна назначили членом Провода украинских националистов и руководителем его идеологической секции. Тогда появилась его известная брошюра «Программа воспитания в ОУН». В 1930 г. он закончил Карлов университет в Праге, перед этим параллельно штудировал философию и славянскую филологию в пражском немецком университете и украинском педагогическом институте. Его докторская диссертация «Соединение понимания философии в ее отношении к наукам об основах поэтики и метафизики». Это исследование ярко передавало зависимость автора от немецкой философской школы. В частности, среди современников его любимыми философами были Освальд Шпенглер и Эдмунд Гуссерль — большой мастер культуролого-историософских и иррационалистических интерпретаций и мастер феноменологии.

Продолжение следует

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать