С Родиной в сердце
Комитет украинок Канады — как пример консолидации в чужих мирахМи є. Були. І будем Ми!
Й Вітчизна наша з нами.
Иван БАГРЯНЫЙ
Одной из самых неотложных задач, о которых должно заботиться современное Украинское государство, является необходимость создания позитивного имиджа Украины как у себя дома, так и в глазах всего мира. Конечно, события прошлого 2013 года, связанные с акциями украинского Евромайдана, их продолжение уже в году новом приковывали внимание к Украине, значительно улучшив ее имидж в глазах цивилизованного мира.
Однако стоит помнить, что добрая слава о стране и ее жителях — это результат не только эпохальных событий, но и дело повседневных сознательных усилий ее граждан, стремящихся видеть свою Родину в кругу государств с позитивным мировым реноме.
Уже стала общеизвестной фраза: «Нам, украинцам, есть чем гордиться!» Но она может быть убедительной только в том случае, когда наполняется конкретным содержанием. С целью создания такого содержания надо обращаться как к малоизвестным страницам украинской истории, так и к таким, которые совсем неизвестны широкой общественности. Деятельность и жизнь украинцев на чужбине все еще относится к таким страницам.
Среди общественных организаций, деятельность которых является весомым вкладом в формирование позитивного имиджа украинства в мире, безусловного внимания заслуживает деятельность женских организаций Канады, объединенных под руководством Комитета украинок Канады. Сегодня исполняется 70 лет деятельности этой общественной организации, которая возникла на канадской земле в тяжелом 1944 году. Тогда усилия украинок были направлены на предоставление посильной помощи своим землякам и раненым, пострадавшим на фронтах в борьбе с фашизмом.
Активность украинских женщин на канадской земле, их сознательная гражданская позиция и преданность украинскому делу позволяет квалифицировать деятельность этих женских общественных организаций как мощное общественное движение. В его основе лежит стремление сохранить украинскую идентичность на чужбине, остаться украинкой хотя бы частично. В условиях эмиграции это — нелегкая задача, над которой надо сознательно работать.
Как таковое женское украинское движение в Канаде имеет свою специфику, идейную почву и реальные результаты. С полным правом можно применить к определению его особенностей характеристику, предоставленную Мартой Богачевской-Хомяк, известной диаспорной исследовательницей украинской истории. Она отмечала, что украинские общественные организации зарубежья первой половины ХХ ст. не выдвигали в качестве самостоятельного и ведущего лозунг эмансипации женщины. Их деятельность развивалась в русле борьбы за украинское национальное дело и за выживание украинцев в жестких условиях эмиграции. Это касается как украинского женского движения в Западной Европе, так и на американском континенте.
Комитет украинок Канады, который изначально назывался Ж-КУК (Женский Комитет украинцев Канады) начал свою работу в 1944 году с благотворительной деятельности в интересах раненых и пострадавших во ІІ Мировой войне, среди которых были и украинцы, бежавшие от советской власти. «На эмиграции в Канаде нашлась и украинская женщина, которая тоже почувствовала потребность организоваться. Сначала формировались женские общества при церквях», — отмечалось в книге «Двадцать пять лет общего труда. — Комитет украинок Канады» (Виннипег, Манитоба, 1971).
До возникновения Комитета украинок Канады в 1944 г. общества украинских женщин в Виннипеге были объединены в Украинский Женский Совет. Первым руководителем этой организации была Анна Мандрыка.
Сначала, объединив все общественные женские организации на канадской земле, Женский Комитет украинок Канады существовал как отделение общеукраинского эмиграционного общественного объединения — Комитета украинцев Канады, и не заявлял своих отдельных задач, кроме акцентирования внимания на консолидации активной части украинских диаспорных женщин вокруг общего для всех эмигрантов украинского происхождения украинского национально-освободительного дела.
Сами женщины-украинки, активно участвовавшие в работе Комитета украинок Канады, позже так определяли сущность своей организации: «Комитет украинок Канады — это федерация женских организаций, которая независимо от религиозного и политического убеждения объединяет женщин, у которых на сердце лежит судьба нашего народа».
Тоска по Украине и стремление и на чужбине работать для ее будущего приводили в ряды КУК неравнодушных, консолидируя украинство диаспоры.
Задача и цель, которые ставил перед собой Комитет украинок Канады, заключались в следующем: солидаризация усилий женщин Канады украинского происхождения вокруг украинского дела; ознакомление сограждан с жизнью и проблемами украинского народа, формирование расположения к делу украинского национального освобождения; координация работы украинских женских организаций в социально-общественном и культурно-просветительском участках; сотрудничество с Комитетом украинцев Канады и координация общих действий.
Солидаризация усилий украинок на чужбине позволяет утверждать, что они выступали как общественно конструктивная сила на землях Канады, усилия которой были направлены на достижение существенных целей. Вслед за Владимиром-Юрием Даныливым в работе «Солидарность и солидаризм» отмечалось: «...Мы понимаем те моменты, которые гарантируют его существование и развитие, чего можно достичь только путем солидарного взаимодействия, основывающегося на идее справедливости».
Потребность в консолидации украинцев в эмиграции творила разные формы общественных объединений. «В ноябре 1940 г. произошла консолидация национально сознательных канадских украинцев в форме Комитета украинцев Канады (переименованного в 1989 г. в Конгресс украинцев Канады). Этот Комитет стал репрезентантом большинства украинских общественных объединений в Канаде (кроме коммунистических) и заявил о своем праве выступать и быть спикером от имени всех канадских украинцев», — отмечает Олег Герус в исследовании «Консолидация украинской общности в Канаде».
За 70-летнюю историю существования женских общественных организаций украинок Канады они смогли сделать немало полезных дел в разных участках общественно-культурной жизни украинской диаспоры и более широко в пределах мест расселения. Речь идет не только о конкретных благотворительных мероприятиях, направленных на материальную и моральную поддержку соотечественников, оказавшихся в Канаде, но и о культурных мероприятиях, позволявших не только сохранять украинские традиции и передавать молодым поколениям, уже рожденным на чужой земле, знания и любовь к украинскому языку, истории, культуре, традициям, опыт, уважение к выдающимся украинцам и любовь к далекой родительской земле, но и пропагандировать украинские достижения среди канадского населения. В этом плане проводились выставки и импрезы украинского писанкарства, вышивки, национальной кухни. Вот один из интересных примеров деятельности Манитобского Женского Совета, который в 1967 г. устраивал выставку «Сокровища разных стран». Среди прочих экспонатов, представленных на выставке украинцами, было и покрывало на чашу, тканое золотом и серебром собственноручно матерью гетмана Ивана Мазепы. Трепетное, уважительное отношение к родительским традициям, сохраненное на чужбине, не позволило украинцам Канады распылиться бесследно на ее больших пространствах. И женщины украинской диаспоры сыграли в этом достаточно большую роль. Ведь это именно украинки Канады смогли сохранить украинскую песню, писанкарство, украинскую кухню, украинскую вышивку и т. п., без чего, в конечном итоге, невозможно было бы сохранить и высокие духовные ценности украинства в чужих мирах.
Единение, солидаризация и общий труд вели к образованию духовного единства украинок на чужой земле. Ведь, как писал профессор Ю. Данылив, понимание и осознание принадлежности к общей культуре ведет индивидов к духовному союзу уже благодаря природе вещей, не только через само ощущение, а также и через думанье в одном направлении к одинаковым целям. «Эта солидарная деятельность многих членов общества приводит к большим поступкам. Эти поступки имеют опять же чрезвычайно большое значение в социальной жизни. Они пробуждают гордость последующих генераций за своих предков, что опять же подтверждает солидарность. Таким образом были созданы большие культурные ценности».
Заслуживает внимания и деятельность Союза украинок Канады в направлении поддержки украиноведческого образования. Организованные украинки Канады принимает участие в соревновании за признание украинского языка и литературы в публичных школах Канады, поддерживая разнообразные проекты по украиноведческому образованию.
Приметным признаком деятельности общественных женских союзов Канады является и то, что они искали и ищут новые организационные формы. В рамках более широких объединений таких, например, как Союз украинок Канады, создаются отделы, названные в честь выдающихся деятельниц украинского женского движения. В частности, отдел Союза украинок Канады имени Людмилы Старицкой-Черняховской сформировался в 1985 г. Первой главой его была Розалия Генсировская.
Безусловно, позитивным моментом общественной деятельности украинцев Канады является и то, что они пытаются не только фиксировать, но и анализировать исторический опыт, приобретенный собственными организациями, издавая соответствующие разноформатные исследования: от статей до объемных научных, научно-популярных и популярных работ. Примером такого издания, где помещены и страницы из истории становления и деятельности женских организаций Канады, может служить «Пропамятная книга украинского народного дома в Виннипеге», изданная при поддержке и за средства Украинского Народного Дома в Виннипеге в 1949 году.
Активное многолетнее консолидированное сотрудничество женских организаций украинок Канады практически отрицает тезис о неспособности украинцев к единению и согласованным действиям. Семьдесят лет существования и полезного труда подтверждают обратное. Нельзя не согласиться с утверждением, что именно женщины — общественные деятельницы Комитета украинок Канады «...сумели поставить общественное добро выше своего личного» (как отмечалось в вышеприведенной книге).
Вместе с тем деятельность общественных организаций украинских женщин за рубежом затрагивает немало теоретических вопросов для их исследователей. В частности, способны ли эти союзы сформировать собственную эмансипационную идеологию, которая бы позволила говорить об украинской разновидности феминизма как мирового цивилизационного феномена и таким образом перевести женское украинское движение диаспорян из так называемого «практического феминизма» в полноценное идейно-теоретическое и практическое русло мирового феминизма? Не пришло ли время в современных конкретных социальных и политических условиях, когда уже существует Украинское самостоятельное государство, развести задачи украинских женщин в эмансипационном плане и украинское национальное дело?
О том, что это является достаточно большой проблемой для украинских женских организаций во всем цивилизованном мире, а не только в Канаде свидетельствует тот факт, что самые выдающиеся его представительницы, которых сегодня причисляют именно к феминистическому движению, активно открещивались от такой идентификации их личности. Едва ли не самым ярким примером в этом плане является София Русова. Активно участвуя в эмансипационном процессе первой половины ХХ века, все же в своих дневниках она постоянно отмечала, что ее ошибочно относят к феминисткам.
И таких примеров можно привести достаточно много, когда деятельность той или иной активной украинки фактически подпадает по всем признакам под определение как феминистично-эмансипационная, но такая квалификация активно отрицается именно ее носителем.
Возможно, «осовременивание» деятельности общественных женских организаций Канады частично решит и вопрос прилива молодых сил в подобные союзы. Потребность в этом чувствуется неотложная. Недаром в юбилейном издании «Двадцать пять лет общего труда. — Комитет украинок Канады» звучит обращение именно к молодым украинцам зарубежья: «Их родители приобщились к культурному и экономическому развитию Канады, получили себе название созидателей страны, поэтому нет необходимости стесняться своего происхождения, напротив — надо быть гордым и продолжать лелеять украинскую традицию, язык, песню, обычаи».
Сохранение украинской самоидентичности становится все более сложной проблемой для современной украинской диаспоры, в частности и потому, что большинство новоприбывших постсоветских украинцев стремятся как можно быстрее натурализоваться в стране, принявшей их на постоянное проживание.
Конечно, в таких сложных жизненных ситуациях, в которых оказывались в разные годы женщины украинской диаспоры, с тем многообразием жизненного опыта и индивидуальной мировоззренческой установки, с какими приходили эти женщины для совместной работы в женские общественные объединения, не могло не возникать проблем, связанных, в частности, и с так называемым «человеческим фактором», а не только с реальной объективной ситуацией, в которой приходилось работать. А о том, что жизнь в эмиграции была чрезвычайно тяжелой и ситуация в эмигрантских кругах очень сложной, свидетельствуют немало оставленных записей, подобных следующей: «Не было порядка и во внутренней жизни эмиграции. Люди, оторванные от здорового, добровольного труда на родной почве, озлоблялись на свою судьбу и на все окружение, дышали разочарованием и недоверием друг к другу, и никто не был уверен, что завтра его не ошеломят какой-то обидой, неправдой, подозрением... Общественные учреждения тоже понемногу ликвидировались... Товарищеская и личная жизнь начала приходить в упадок. Жилось без вдохновения, без любви, ширилась деморализация. Самоубийства стали частым явлением. От туберкулеза умирало много людей, сиротели дети. В эмиграционной бедности отошли на тот свет такие украинские деятели, как Чикаленко, Маршинский, Сидоренко, поэт Драган и др. Тяжело было их хоронить. А политический горизонт не светлел. Эмиграция стояла на трагическом распутье. Не имела она ни общей, ясной политической мысли, ни воли к общему большому делу, на которое себя назначала». Так писала о жизни собственной и своих земляков на чужбине выдающаяся общественная деятельница и педагог София Русова.
Эти реалии надо иметь в виду, когда речь идет об оценке весомости проделанной работы. То, что, несмотря на жесткие условия жизни, ностальгию по потерянной Родине, личные проблемы и неурядицы, у людей находились силы и желание работать ради общего добра и утверждения украинскости в иноэтническом окружении, заслуживает уважения и благодарности как земляков из Украины, так и украинства в целом.
Сегодня Комитет украинок Канады объединяет четыре украинские женские организации. Среди них — самое старое православное общество — Союз Украинок Канады, Лига украинских католических женщин Канады, Организация Украинок Канады и Лига Украинок Канады. Комитет Украинок Канады имеет свои отделения в крупнейших канадских городах, в частности, один из самых больших и активных в Торонто. КУК делает огромный вклад в сохранение украинской идентичности на своей/чужой земле. Готовятся и проводятся праздники в честь памяти Леси Украинки и других выдающихся украинок.
Интересным и оригинальным опытом украинки Канады могут поделиться и по поводу проведения так называемого «Праздника Героинь», посвященного, например, памяти Ольги Басараб и в честь женщин Украинской Повстанческой Армии к 70-й годовщине создания УПА.
Украинки Канады прилагают сегодня немало усилий, чтобы ознакомить местное население с богатой украинской культурой, традициями, бытом, верованиями родителей. Готовятся мероприятия на Рождественские и Пасхальные праздники, которые позволяют ознакомить местное население с духовным наследием наших предков, в частности, и тем, которое уже сложилась на канадской земле (ведь украинцы достаточно массово появились там в ХІХ веке); с писанкарством и кулинарным искусством украинцев.
Немало сделано для украинского землячества на землях поселения именно благодаря благотворительной деятельности, например, благотворительным ярмаркам, концертам и т. п. пани Анна Троян, одна из прежних руководителей Торонтского отделения Комитета Украинок Канады, в отчетном докладе отмечала: «Помоги нам, Боже и святая Богородица, дальше работать в любви и взаимном уважении в интересах нашего народа, Канады и для сохранения нашей украинской идентичности в Канаде».
Солидаризации украинцев на чужбине способствует и внимательное и уважительное отношение женских общественных организаций к своим членам. Так, пани Дарии Темник, многолетней активной деятельнице Лиги Украинских католических женщин Канады в 2012 году исполнилось сто (!) лет, и Комитет Украинок Канады в Торонто искренне поздравлял ее с этим незаурядным юбилеем, устроив настоящий семейный праздник.
Интересным является тот факт, что в 2012 году была избрана новая глава Комитета Украинок Канады, которой, в соответствии с уставом организации, стала представительница Лиги Украинок Канады пани Наталья Попович. Это представительница уже новой генерации канадских украинцев. Она окончила в Украине два университета, в частности Львовский национальный университет имени Ивана Франко (юридический факультет). Наталья Попович, прибыв в Канаду на постоянное место жительства, стала активным членом Лиги Украинок Канады и украинского хора «Диброва». Она является автором многочисленных выступлений в местной прессе, создает сценарии к праздникам, которые проводят ее товарищи. Наталья Попович написала книгу под названием «Доля» о нелегкой судьбе украинской послевоенной эмиграции и судьбе члена Лиги Украинок Канады из Эдмонтона Натальи Таланчук.
Много уже сделано за эти семьдесят лет, и украинки Канады работают на благо Украины и творения ее позитивного имиджа в глазах канадских граждан. Но еще больше, будем надеяться, впереди.
Нельзя не согласиться с оценкой Комитетом Украинок Канады собственной деятельности: «...Мы, украинки Канады, радуемся, что... осуществляем нашу работу во взаимном понимании и совместно и объединено выступаем как целостность и как женщины одной нации в обороне и в общих делах порабощенного украинского народа». Это было написано еще во времена колониальной зависимости Украины. Однако нелишне подобный «безоговорочный» патриотизм иметь и в современной Украине.
Выпуск газеты №:
№204, (2014)Section
Украина Incognita