В память Василия Великого
Между Рождеством и праздником Теофании (Крещения Господнего) православные и греко- католики отмечают память одного из наиболее почитаемых святых Вселенской церкви — святого Василия Великого. Он жил в бурном (по причине богословских споров) IV веке, в период между двумя первыми Вселенскими Соборами, во времена формирования догматики христианства и становления первых монастырей.
Василий (в будущем — Великий) родился в 329 году в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Его отец Василий и мать Эммелия принадлежали к родовитым семьям Каппадокии и дали всем своим многочисленным детям очень хорошее воспитание; первоначальное образование Василий получил под руководством отца. Когда будущему святителю исполнилось 18 лет, он отправился в Константинополь, где слушал знаменитых софистов, а после этого провел нисколько лет в Афинах, которые все еще оставались центром философского образования и философских диспутов экумены. Там он встретился и подружился с Григорием Назианзином (также будущий святой), который приехал в Афины с той же целью. Эта дружба продлилась на многие годы. Тогда же Василий познакомился с будущим Римским императором Юлианом, который был почти его ровесником. (Речь идет о Юлиане- отступнике, который сделал попытку .повернуть историю, т.е. Римскую империю, вспять — отказаться от христианской религии и вернуться к языческим богам Древнего Рима).
В Афинах Василий Великий приобрел все доступные тогда человеку знания. О нем современники говорили, что «он так изучил все предметы, как другой не изучает и одного; каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, врач, имевший глубокие познания в медицине, — это было подобно кораблю, столь нагруженному ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
Интересно отметить, что только после странствий в поисках знаний Василий был крещен и познакомился с жизнью христианских общин. Особенно заинтересовало его монашество, и чтобы лучше познакомиться с ним, он отправился в Египет, в пустынях которого тогда формировались первые монашеские общины. Эта новая особенная жизнь, полностью чуждая обычаям Римской империи, произвела на Василия двойственное впечатление: с одной стороны, он был поражен подвигами христианских отшельников, с другой — глубоко опечален расколами и смутами в церковной жизни. Ибо время Василия Великого — это время распространения так называемой Арианской ереси. (Арий — христианский богослов, который не признавал божественной природы как Христа, так и Духа святого, что, по мнению Ария, было несовместимо с единобожием.) Ариане всюду и везде преследовали Василия, угрожали ему разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же говорил: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».
Возвратившись в Кесарию, Василий основал в Понтийской области несколько монастырей и написал для них особый устав. А в 364 году он принял священнический сан. Пресвитер Василий занимался не только церковными делами, но также постоянно защищал Кесарийскую церковь от влияния ариан. Что не мешало ему заниматься широкой христианской благотворительностью и бесстрашно заступаться за угнетенных и гонимых. Все свои личные средства, унаследованные от родителей, он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, основал два монастыря — мужской и женский.
Все это, в том числе аскетическая жизнь Василия, приобрело ему огромную популярность. И в 370 году, в возрасте 41 года, он был избран архиепископом церкви своего родного города и начал отдавать много времени и энергии общецерковным проблемам, постоянно общаясь с будущим святым Афанасием Александрийским, а также с папой римским Дамасом. У епископа Василия было много врагов и не только среди ариан. Многие считали его не очень твердым в своих попытках защитить церковь от ересей. Другие, наоборот, упрекали его за гордость, сухость и высокомерие. Его даже подозревали в ереси арианства, в вероотступничестве. Однако величайший в то время богословский авторитет — св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский — перед самой своей смертью письменно засвидетельствовал безупречное православие Василия и правильность его церковной деятельности.
В 372 г. Кесарийскому епископу пришлось выдержать еще одну бурю — со стороны Римской империи. Император Валент решил силой навязать Кесарийской церкви арианство и низложить ее церковного владыку. Василий, однако,. отлучил послов императора от церкви, а самого Валента допустил в храм только для принесения даров. Увидев поддержку Василия большинством народа, император не решился привести в исполнение свои угрозы и тихо удалился в Константинополь.
Суровая жизнь и аскетические подвиги Василия разрушили его здоровье — с сорокалетнего возраста он называл себя в письмах стариком. Умер святитель в 378 году, на 49-м году жизни.
Несмотря, однако, на сравнительно краткую жизнь, наполненную постоянными делами, св. Василий внес богатый вклад в свято-отческую литературу. В частности, он составил чин Литургии «Василия Великого» (эта одна из двух используемых сегодня в Православии литургий; вторая — литургия Иоанна Златоуста), которая служится в храмах 10 раз в году. С начала XVI века сочинения св. Василия Великого печатались много раз.
Очень интересен взгляд Василия Великого на церковное пение, о котором он написал так: «Поелику Дух Святой знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что по склонности к удовольствию мы уклоняемся от правильного пути, то что Он делает? Он примешивает к молитвам приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха мы принимали — неприметным образом — и то, что есть полезного в слове. На сей- то конец изобретены для нас стройные песнопения псалмов, чтобы и дети не только пели их, а в действительности — обучали свои души». Интересно, что при Василии Великом в богослужебном пении участвовал весь приход, исполняя псалмы, заключительные стихи и короткие музыкальные формулы на слова: «Аминь», «Господи помилуй» и пр. (Можно предположить, что Василий Великий был музыкально одаренным человеком.)
Память св. Василия Великого празднуется в день Обрезания Господня, 1 января (по старому стилю). Современник Василия Великого, епископ Амфилохий, так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».
Выпуск газеты №:
№3, (2007)Section
Украина Incognita