Мне была суждена такая судьба, что ваши мертвые выбрали меня. Нельзя заниматься историей холокоста и не стать хотя бы наполовину евреем, как нельзя заниматься историей голодомора и не стать хотя бы наполовину украинцем.
Джеймс Мейс, американский историк, политолог, публицист, исследователь Голодомора в Украине, автор газеты "День"

Ценности, требующие популяризации

Юлия КРАВЧЕНКО: «Для меня шестидесятники и диссиденты — победители в долгосрочной перспективе»
12 октября, 2021 - 17:03

Фестиваль шестидесятников и диссидентского движения — ежегодное мероприятие для подростков и педагогов, которое с 2017 года проводит Национальный центр «Малая академия наук Украины». Его программа базируется на подходах неформального образования, которое имеет длительный просветительский эффект: после завершения фестиваля участники впоследствии сами проводят локальные мероприятия такого типа. Инициатором фестиваля является Юлия КРАВЧЕНКО, кандидат философских наук, заведующая лабораторией по развитию критического мышления УЦ «МАНУ», тренер по методике «Философия для детей» Мэтью Липмана. Сегодня Юлия Кравченко находится в Нью-Йорке, так как с недавних пор также является фулбрайтовской стипендиаткой в Колумбийском университете.
     МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
     — Как появилась идея проведения мероприятия с такой тематикой?

— Моя деятельность в Национальном центре «Малая академия наук Украины» охватывает проекты гуманитарного направления по развитию мышления, мягких навыков и формирования ценностей у соискателей образования и педагогов. Это краткосрочные школы по философии, культурной дипломатии, украинской культуре, а также Фестиваль шестидесятников и диссидентского движения. Меня беспокоит то, что школьная программа фрагментарно освещает смысловые темы ХХ века — наследие мастеров «Расстрелянного возрождения» и создателей диссидентского движения. Я считаю, что, в частности, эти темы являются украинским «Клондайком» ценностей и смыслов, на базе которых действенно формируется ценностно-нравственное воспитание и патриотическое образование. К таким выводам я пришла в своей работе при организации фестиваля и указанных школ.

Я имею свою длительную историю формирования своего мировоззрения, вобравшего в себя ценности и жизненные принципы, которые исповедовали диссиденты. К сожалению, в девяностые годы в школе знания по этой тематике я не получила, университетское образование тоже их не пополняло. В нулевых мне посчастливилось попасть на мероприятие и в сообщество, которое сплачивало вокруг себя издательство «Смолоскип». Там я успешно заангажировалась в тематику диссидентского движения. Посеянные тогда зерна проросли через 15 лет идеей организации мероприятия для подростков. Это естественно, так как мировоззренческие трансформации происходят медленно.

В 2011 году на одной из презентаций сборника стихов Василя Стуса в магазине «Є», директор издательства «Дух и Літера» Леонид Финберг отметил, что «шестидесятники — это материк, который нуждается в популяризации среди молодежи путем проведения фестивалей». Идея проведения такого события тогда мне очень импонировала. Я задумалась над ней, и понадобилось 6 лет, чтобы ее реализовать. Вот такая история появления Фестиваля шестидесятников и диссидентского движения для подростков в УЦ «МАНУ». Кстати, попутно хотела бы поблагодарить издательства «Дух и літера» и «Смолоскип», которые до сих поддерживают фестиваль и дарят книги для участников.

Первые два фестиваля, 2017 и 2018 гг., были больше просветительскими и охватывали общий контент. Третий фестиваль был посвящен судьбам и творчеству Евгения Сверстюка и Василя Стуса. Четвертый фестиваль, проходивший онлайн, назывался «Женщины в диссидентском движении». Участники пяти фестивалей имели возможность услышать, пообщаться и задать вопросы самим диссидентам — Николаю Горбалю, Богдану Горыню, Иосифу Зисельсу, Раисе Мороз из Канады, Василю Овсиенко. Приглашенными спикерами были шестидесятница Маргарита Довгань, Леонид Финберг, Звенислава Калинец-Мамчур, Тарас Компаниченко, Роман Веретельник и многие другие.

К фестивалю в онлайне были записаны интервью с диссидентами Верой Лисовой и Инной Чернявской-Набокой, диссидентом Иосифом Зисельсом, приглашенными спикерами — Дмитрием Стусом, Элеонорой Соловей, Галиной Стефановой, Еленой Лодзинской, Алексеем Синченко.

СООБЩЕСТВО АМБАССАДОРОВ ФЕСТИВАЛЯ

— Как реагируют дети? Интересно ли им?

— Когда я начала подготовку к первому фестивалю в 2017 году, у меня и среди моего взрослого окружения было некоторое сомнение: удастся ли провести интересное и содержательное мероприятие детям с такой сложной темой и контентом, грамотно и корректно донести информацию о травматическом опыте, который пришлось пережить диссидентам. К моей большой педагогической радости как организатора, результаты превзошли ожидания и не оправдали никаких страхов. Может, несколько самоуверенно звучит этот вердикт, но он свидетельствует о реальности. За четыре дня мероприятия дети демонстрировали большой уровень мотивации, вдохновения, включенности. Их отзывы в анкетах-рефлексиях нельзя было читать без слез. Восприятие детьми предложенного просветительского продукта дало основания продолжать инициативу.

Я считаю, что на сложные исторические, культурные, социальные, экономические, политические, психологические темы со школьной молодежью надо говорить, но важно это делать определенным образом — экологически, конструктивно и с помощью подходов неформального образования.

— Что стало залогом успеха первого и последующих фестивалей?

— Секрет успешности мероприятия кроется в дизайне его программы, основанной исключительно на неформальных образовательных подходах. Его задачами являются формирование знаний (hard skills), ценностей и гибких личностных навыков (soft skills).

После второго фестиваля живой интерес проявили к нему педагоги. Поэтому в 2019 году часть участников составили педагоги. Ежегодно их количество растет. Фактически уже сформировалось сообщество, участники и участницы которого являются амбассадорами фестиваля в своих локальных сообществах (школьных и административных) и активно имплементируют тематические знания, полученные на фестивале, в свой программный школьный контент, а также приемы неформального образования — в организации учебного пространства по примеру фестивальных. Формирование сообщества происходит именно благодаря педагогам, так как учащаяся аудитория переменная. Ученики взрослеют, становятся студентами, у них появляются новые интересы. Хотя есть воспитанники, которые из разряда детей-участников становятся спикерами события и менторами локальных проектов.

С 2019 года Фестиваль превратился в событие, которое длится фактически в течение года, благодаря тому, что его участники проводят локальные проекты в своих школах. Локальным проектом Фестиваля является мероприятие, которое проводится в своем школьном сообществе и популяризирует тему шестидесятников и диссидентского движения. Не имеет ограничения формата и даже сужения к тематике, которая была именно на фестивале. Поражает разнообразие проектов: от мультипликаций до проведения конкурсов на уровне районных отделов образования. Результатом фестиваля «Женщины в диссидентском движении» в 2020 г. стали 20 локальных проектов в различных регионах Украины, которые продолжались до июня 2021 г. и в которых приняло участие около 1000 человек.

«ИСТОРИЯ УКРАИНЫ КАК МЕСТО, ГДЕ МОЖНО НАЙТИ СЕБЯ»

— Методы неформального образования, о которых вы говорите, — что именно имеется в виду? Как это выглядит на практике?

— Неформальное образование предполагает организацию пространства, планирование времени и содержательное наполнение мероприятия таким образом, чтобы участники чувствовали себя комфортно и были мотивированы учиться (получать новые знания и тренировать навыки). Поэтому важным является дизайн программы, который включает палитру дидактических активностей, благодаря которым в работу попеременно включаются различные участки мозга соискателей образования. Активностями по форме являются интерактивные лекции, упражнения по развитию критического и креативного мышления, арт-сессии, проектные работы в группах, экскурсии, перформансы, воркшопы по успешной коммуникации и эмоциональному интеллекту, квесты. Сотрудничество и взаимодействие всех участников учебного поля базируется на принципах демократичности и партнерства. Программа каждого фестиваля включала экскурсию в музей шестидесятников в Киеве, визиты в Библиотеку имени Василя Симоненко, издательства и книжного магазина «Смолоскип».

— Вы сказали, что фестиваль способствует формированию ценностей. Какие именно это ценности?

— Жизненные истории и позиции диссидентов являются наглядным примером воплощения в жизнь таких ценностей, как достоинство, свобода, права человека, свобода слова, уважение, справедливость, ответственность, вера, честное имя, добро, честность, порядочность, вес слова, честность с собой, Родина (Украина). В одном из своих интервью о ценностях Евгений Глибовицкий сказал: «Ценности — то, за что люди умирают». К сожалению, диссидентам пришлось именно так платить за отстаивание своих принципов и убеждений. Цена была разной — собственное здоровье, личное счастье, благополучие, самореализация, а самое ценное — жизнь. К сожалению, большая часть украинцев мало знает об этом, и такое невежество обесценивает наличие личных прав и свобод, которые мы сегодня имеем и вообще восстановленную независимость Украины.

В своем выступлении на прошлогоднем фестивале «Чему учит история: права человека и борьба за достоинство» известная правозащитница Александра Матвийчук сказала: «Первое, чему меня научили люди, которые в шестидесятых годах имели мужество и достоинство выступать за права человека и свободы, это то, что, сказывается, возможно говорить то, что думаешь, и жить так, как говоришь». Когда дети знакомятся с проявлением этой максимы — «говорить то, что думаешь, и жить так, как говоришь» — на конкретных фактах биографий Василя Стуса, Валерия Марченко или Аллы Горской, их это поражает, заставляет задуматься над собственным опытом, провести верификацию этой максимы в своем жизненном мире. В лингвистический обиход участников фестиваля входит стусовская метафора «прямостояние» с ее ценностным наполнением.

Для меня шестидесятники и диссиденты — победители в долгосрочной перспективе. Независимая Украина, о которой они мечтали, сегодня есть. Есть такой, к сожалению, что нам надо продолжать их дело — расширять украиноязычное пространство, развивать культуру, бороться за честность властных структур, бороться за соотечественников, которые страдают в плену на оккупированных территориях и в российских тюрьмах — с той разницей, что условия сегодняшней жизнь не в пример лучше и комфортнее тех, в которых жилось диссидентам.

Осознанное знакомство с жизнью и творчеством представителей диссидентского движения формирует в детях гражданскую и личную ответственность. История родной страны перестает быть формальностью в подготовке к ВНО, а оказывается интересным местом, где можно найти себя настоящих, узнать о себе.

«ИЗ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ФЕСТИВАЛЬ СТАНОВИТСЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ»

— Как будет выглядеть фестиваль в этом году?

— Нынешний фестиваль, который пройдет онлайн с 19 октября по 18 декабря, посвящен литературоведу, переводчице и диссидентке Михайлине Коцюбинской. 18 декабря ей исполнилось бы 90 лет. Из просветительского наше мероприятие трансформируется в научно-исследовательского. Мы теперь имеем двухуровневую аудиторию. Придут участники, которые почти ничего не знают о шестидесятниках (как известно из опыта предыдущих фестивалей). Им предстоит просмотреть больше видеоматериалов и прочитать больше базовых статей, чтобы ознакомиться с контекстом. А будут те, кто хорошо владеет темой. Поэтому работа в онлайн-сессиях, как ценном временном ресурсе, будет проходить в воркшопах по текстологии, переводоведению и правозащите. Первые два воркшопа погружают в научные сферы, в которых работала пани Михайлина Коцюбинская, а третий — в сферу ее гражданской позиции. Для помощи в организации локальных мероприятий участниками будут проведены воркшопы по проектному менеджменту. В ноябре ожидается проведение участниками локальных мероприятий.

— Каково будущее фестиваля в долгосрочной перспективе?

— Мне приятно, что тема шестидесятников и диссидентского движения становится все более популярной в медиа и образовательных мероприятиях, на нее растет общественный запрос. Вдохновляет то, что фестивальное сообщество растет. Есть желание развить его образовательные продукты. В частности, разработать программу, методические материалы для кружковой работы УЦ «МАНУ» и внешкольных мероприятий, сделать подкаст и диджитализировать каналы коммуникации с различными целевыми аудиториями.

Подготовил Радомир МОКРИК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ