Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дети независимости

Или реинкарнация Уласа Самчука?
10 февраля, 17:38

Виктор Янкевич родился почти тогда, когда отошел в вечность Улас Самчук. Одного и другого объединяет, в частности то, что они земляки. Детство и ранняя юность Янкевича прошли в селе под Кременцом. Самчука, считайте, там же. Дальше жизнь Янкевича была связана с Кременцом. Этот город фигурирует на страницах его произведений. Юность же Самчука также прошла в этом городе. И о Кременце он писал в ряде своих романов — трилогии «Волинь», «Кулак», «Юність Василя Шеремети». Правда, Самчук вынужден был покинуть свою родину — невзирая на большую любовь к ней. И познать мир. Янкевич же благополучно и дальше находится в своем Кременце.

Самчук не мог не писать. Таково его призвание. Янкевич также не может жить, чтобы не писать. И писательство их, преимущественно, в реалистичном стиле. Иногда — автобиографическом. Но один и другой не могли прожить из своего труда. Такая же судьба украинских писателей — если они не «сидят на грантах» или не служат власти, получая от нее хлеб и к хлебу. Самчук вынужден был искать себе разные работы, даже уборщиком работал. Янкевич же и бизнесом занимался, а теперь работает бухгалтером.

Казалось, Янкевич такая себе реинкарнация Самчука. Хотя...

Самчук пытался писать эпические произведения. Вспомним «Волинь» или «Ост». Янкевич же далек от эпики. Он пишет преимущественно детективы. Причем детективы довольно интересные. По крайней мере, меня в свое время заинтересовал его роман «Тенета», где шла речь о доведении людей до самоубийства с помощью современных информационных технологий. В конечном итоге, в романах Самчука тоже встречаем немало детективных моментов. Возьмем хотя бы «Чого не гоїть огонь» или «На твердій землі». Кто знает, если бы Самчук родился в конце 80-х, когда на ладан дышал Советский Союз, а детство его прошло в непростые годы становления независимой Украины, и если бы он учился в тогдашней украинской школе, которая уже будто бы перестала быть советской, но толком не знала, какой ей быть, помаленьку деградируя, тогда бы он, возможно, тоже писал детективы или жесткие реалистические вещи, как очередной роман Янкевича под «благозвучным» названием «Тачки і тьолки», опубликованный в киевском издательстве «Феникс».

С этим романом мне пришлось познакомиться еще в рукописи. И тогда я предлагал Янкевичу назвать его «Дети независимости». Почему так? Потому что там рассказывается суровая правда о том поколении людей, которым сейчас немного больше тридцати и которые выросли и сформировались во времена независимости. На них уже не оказывала влияние «советская духовность». Как, впрочем, и какая-то другая. Они росли в жестких реалиях первых лет независимости, когда резко упали доходы населения, и надо было просто выживать. Герои произведения — вроде бы независимые. Ведут себя независимо. Собственно, а что им остается делать? Находят они такие-сякие средства для проживания. Занимаются бизнесом. Ищут развлечения. Бухают — и то конкретно. Могут устроить драки со стрельбой. Или гонки на автомобилях, которые заканчиваются смертельными исходами. Вступают в свободные, без всяких комплексов половые отношения. Герой произведения, меняя автомобили, то есть тачки, в то же время меняет и девушек, то есть телок. Отсюда название произведения.

События романа в основном происходят в Кременце и окрестных селах. Но для его героев культурная история этого города, его памятники архитектуры, считайте, — пустое место. И не удивительно. Немало памятников архитектуры там находятся не в наилучшем состоянии. Советской власти было не до них. То же касается и власти украинской. К тому же в советское время исторический центр города был сильно искажен. Около бывшего величественного бароккового комплекса иезуитского монастыря, где позже находились разнообразные учебные заведения, был поставлен грубый постамент воинам-освободителям — да еще и обнесен ограждением с красными звездочками. И памятник, и ограждение сохраняются и доныне. Правда, ограждение перекрасили в сине-голубой цвет. Смех, да и только. Ну, а о выдающихся культурных деятелях, которые были связаны с этим городом, Юлиуше Словацком, Уласе Самчуке, Оксане Лятуринской и других, молодые кременчане из «Тачок і тьолок», похоже, ничего не знают. Собственно, это им и не нужно. Хотя... Например, герои романа, собираясь осуществить грабежи в Тернополе, отправляются в Кременце от библиотеки имени Юлиуша Словацкого. Вот такая «культурная история».

Собственно, культура героев — это российская попса. Под нее танцуют, ее слушают. Зачем тот Словацкий, Самчук или Лятуринская!

Когда я читал роман «Тачки і тьолки», поневоле вспомнилась «Юність Василя Шеремети» Самчука. И там, и там шла речь о молодых людях, жизнь которых была связана с Кременцом. Но герои «Юності Василя Шеремети» (преимущественно это сельские дети), которые учатся в Кременецкой украинской гимназии, невзирая на полонизацию, пытаются стать украинцами. Герои же «Тачок і тьолок» этим не проникаются. Они, по большому счету, никакие — в плане культурном и национальной идентификации. Им — «какая разница». Поэтому чему удивляться, что имеем национально индифферентную (чтобы не сказать — импотентную!) власть. А еще скопление российских войск, которые ждут благоприятного момента, чтобы сделать свое черное дело. Что же, каждый народ заслуживает ту власть, которую имеет. И, соответственно, судьбу. Это, кстати, в свое время пытался донести до украинцев Самчук. И сейчас это делает (возможно, непроизвольно) Янкевич.

Но будем надеяться на лучшее. По крайней мере, Янкевич собирается продолжить рецензированный роман. Возможно, там герои уже будут «немного другие». Жизнь научит?..

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать