Два крыла, которыми возвышается человеческий дух в бескрайние просторы, - это вера и наука.
Иосиф Слепой, украинский церковный деятель, предстоятель Украинской греко-католической церкви, кардинал Римско-католической церкви

«Измерение шестидесятничества»

Обсуждение книги доктора филологических наук, профессора Людмилы ТАРНАШИНСКОЙ
17 января, 2020 - 10:41

Шестидесятничество сыграло особенную роль в становлении украинской культурной, общественной и политической жизни. Одним из тех, кто работает ради осмысления деятельности шестидесятников, объединяя научных работников, готовя издание на эту тему, является издательство «Смолоскип». Кроме избранных произведений шестидесятников, важной является также публикация мемуаристики — воспоминания украинской поэтессы Ирины Жиленко, правозащитника и диссидента Николая Плахотнюка и других, что дают возможность почувствовать атмосферу  тех времен. Еще один, уже научный труд, который недавно опубликован — второе, дополненное издание книжки «Українське шiстдесятництво: профілі на тлі покоління (історико-літературний та поетикальний аспекти)» доктора филологических наук, профессора Людмилы Тарнашинской, презентация которого состоялась в книжном магазине «Є».

«СОЧЕТАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ПОПУЛЯРНЫМ НАУЧНЫМ ЭССЕ»

Этот труд, как объяснил сам автор — продолжение многолетнего исследования темы шестидесятничества: от книжки «Художня галактика Валерія Шевчука», интервью с шестидесятниками до основательной монографии «Сюжет Доби: дискурс шістдесятництва в українській літературі ХХ століття». Напомним также, что именно Людмила Тарнашинская стала инициатором создания Центра исследования проблематики украинского шестидесятничества в Институте литературы им. Т. Г. Шевченко НАНУ.

«Помещено в презентованной книжке 14 аналитических очерков о писателях-шестидесятниках и 6 очерков о художниках с характеристикой их творчества написаны с большой любовью... Если пытаться определить жанр книги, то я бы назвал его сочетанием аналитического исследования с популярным научным эссе. Именно такое сочетание обеспечило читабельность книги, лишило ее академической сухости. Помещенные в книге отрывки интервью, в частности с прежним главным редактором «Литературной газеты» Павлом Загребельным — одна из жемчужин этой книги», — рассказывает украинский политический и общественный деятель, диссидент Богдан ГОРЫНЬ.

В то же время презентация стала не только разговором о книге, но и дискуссией о шестидесятничестве в целом, ведь и до сих пор в этой теме существует немало вопросов, которые требуют ответов.

ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ШЕСТИДЕСЯТНИЧЕСТВО?

Начать можно хотя бы с определения. Чем является шестидесятничество? «Одни исследователи называют шестидесятничество явлением, другие — новой генерацией. Еще другие — движением сопротивления, созвездием талантов... Кое-кто считает, что шестидесятничество — это второе украинское возрождение ХХ века», — замечает Богдан Горынь. По мнению общественного деятеля, шестидесятничество — это начало национально-освободительного движения, которое сначала было национально-культурным, а в средине 60-х годов трансформировалось в общественно-политическое.

Определение тесно коррелирует и со временными границами шестидесятничества. Потому что если принять точку зрения Богдана Горыня, то все начинается со сборника Дмитрия Павлычко «Правда кличе» (большая часть тиража которой была уничтожена), где есть слова «здох тиран, але стоїть тюрма». А окончание шестидесятничества, по словам общественного деятеля — январь 1972 года, когда состоялись массовые аресты украинской интеллигенции. После этого года о шестидесятничестве, как он считает, сложно говорить: «Сотни активистов этого движения оказались за решеткой. А тысячи его участников и симпатиков испытали разные формы дискриминации». В то же время литературовед, доктор филологических наук, профессор Павел МИХЕДА называет шестидесятничество культурно-исторической эпохой. Соответственно, ее энергия и влияние, по его мнению, заметны и в 80-е, и в 90-е годы.

Академик НАН Украины, профессор, доктор филологических наук Николай СУЛИМА также считает, что шестидесятничество не так просто очертить определенными временными рамками. И на это есть ряд причин. В частности, Богдан Горинь отмечал многоаспектность: «Шестидесятничество имеет разные измерения: эстетичное, общекультурное, художественное, философское, экзистенционально-персоналистское, морально-этическое, психологическое, общественно-политическое. Но только в совокупности тех измерений шестидесятничество предстанет во всей полноте, как новая страница в истории Украины». Судьба каждого измерения нуждается, очевидно, в отдельном изучении и отдельной периодизации.

«ЭТО НЕ ТОЛЬКО УКРАИНА, А ЦЕЛЫЙ СССР»

То же, по мнению Николая Сулимы, касается пространственных рамок. Шестидесятничество не ограничивалось Киевом, это и Львов, Харьков. Например, в канун годовщины трагической гибели известной украинской художницы, шестидесятницы Аллы Горской в Мариуполе состоялись Дни чествования ее памяти. Как рассказал Николай Сулима, когда директор Института литературы им. Т.Г. Шевченко Николай Жулинский, академик НАНУ Георгий Филипчук прочитали ряд лекций перед творческой интеллигенцией, студентами, полицейскими и военными Мариуполя, им показали панно, которое сделала Алла Горская. Кроме того, по мнению литературоведа, шестидесятников нужно рассматривать в еще более широком контексте — это не только Украина, а целый СССР.

Еще один дискуссионный вопрос — кого стоит причислять к шестидесятникам. Это же не только писатели или поэты, но и художники, кинорежиссеры, композиторы. Есть фигуры, которые не вызывают отрицаний, а есть и те, кого признают не все. Например, Владимир Дрозд.

НА ПУТИ К ХРОНИКЕ ШЕСТИДЕСЯТНИЧЕСТВА...

Относительно важности поиска ответов на эти вопросы заметил литературовед, генеральный директор Национального музея Тараса Шевченко Дмитрий СТУС. Он отметил, что если мы хотим, чтобы молодежь уважала это поколение, то слова «гениальные» или «патриотические» не будут эффективными. «Чем они особенны? Как связаны с миром? Как их вписать в украинский, общесоюзный, мировой контекст? Без этого ничего не получится. И это должно быть очень кратко, емко», — считает Дмитрий Стус. Также он обратил внимание на потребность популяризации наследия шестидесятников и, соответственно, поиска путей адаптации информации к сегодняшней эстетике, восприятию молодежи и детей.

«Українське шiстдесятництво: профілі на тлі покоління (історико-літературний та поетикальний аспекти)» Людмилы Тарнашинской также является шагом к популяризации наследия шестидесятников, ведь книжка написана для широкой читательской аудитории. Как отметил директор издательства «Смолоскип» Ростислав СЕМКИВ, кто-то сможет использовать ее как компендиум знаний, то есть справочное издание, в котором компактно изложена информация по определенной теме, чтобы получить систематические и глубокие знания о ком-то из шестидесятников; а кто-то — прочитает эту книгу полностью, чтобы не только узнать о выдающихся фигурах, но и понять шестидесятничество более широко.

А еще это возможность и самому поразмышлять над вопросами, которые вспоминались раньше. Ведь окончательного ответа на них не дано. К тому же хроника шестидесятничества, идею которой выразил на презентации Павел Михед, до сих пор ждет своего исследователя для реализации. Поэтому разговор о шестидесятничество продолжается.

Мария ЧАДЮК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ