Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Крик тревоги...

Французская писательница Галя АКЕРМАН о — феномене «бессмертный полк» и милитаризации России
24 мая, 10:57

26-ого мая в 13:00 французская писательница, автор книги «Пройти сквозь Чернобыль», специалист по вопросам России и постсоветского пространства Галя Аккерман будет представлять на Книжном Арсенале в кафе «Европа» новую книгу Le regiment Immortel La guerre sacree de Putin («Бессмертный полк, священная война Путина». Поэтому разговор с г-жей Аккерман мы начали с вопроса, когда и как возникла идея написания книги.

 «ЭТА КНИГА ИТОГ МНОГИХ ЛЕТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТЕМ, ВО ЧТО ПРЕВРАЩАЕТСЯ ПУТИНСКАЯ РОССИЯ»

— На самом деле, эта книга итог многих лет наблюдения за тем, во что превращается путинская Россия. Но конкретно первым толчком к написанию книги была аннексия Крыма. Потому что аннексия Крыма — это знаковое решение, которое обозначает радикальный поворот в сторону от международного права, от цивилизационной связи с остальным миром. 

В 2014 году начинало вырисовываться то, что Россия потихоньку двигается обратно в свое советское прошлое. 

Но дело в том, что полноценно погружаться в советское прошлое можно только его подкрасив, другими словами, преуменьшив все, что мешает. То есть надо говорить про репрессии, но отмечать, что с одной стороны это было необходимо, а с другой — не так уже все и страшно. Можно цифры приуменьшить или замолчать, как это сегодня делается. Можно снова не признать Катынь, подлинность секретных протоколов Пакта Молотова-Рибентропа. 

Ведь такая государственная задача была поставлена товарищем Путиным. И это было озвучено неоднократно министром культуры Мединским: надо создать такую историю, которой наша молодежь может гордиться. 

«КУЛЬТ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ВСТРАИВАЕТСЯ КАК ПРЯМОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСКОЙ ИМПЕРИИ»

— Но самое страшное, что культ советского периода встраивается как прямое продолжение царской империи и как прямой предвестник новой России. А это возможно только при полной фальсификации истории. 

И я  тогда начинала понимать, что очень важно провести десоветизацию, признать, что этот период был на самом деле ужасным, а для Украины вдвойне ужасным, потому что подавлялась просто сама национальная культура, но и для русских это было ужасно потому что это был период, когда надо было без конца лгать, это был период репрессий и тотальной несвободы. 

И сегодня, когда мы смотрим российское телевидение, мы видим, как  это все приукрашено и как все эти на самом деле страшные вещи приглаживаются. Мы на самом деле присутствуем при создании огромной новой государственной лжи. 

Таков был первый пункт размышления. А уже на следующий год, в 2015 году, я впервые с изумлением увидела (я смотрю это телевидение (смеется) к моему собственному ужасу, поскольку мне как эксперту все-таки надо понимать, что там происходит) эту огромную массу на Красной площади «бессмертного полка» и в первом ряду шагает Путин. 

А впервые идея с этим названием возникла в 2012 году. Тогда три журналиста из Томска предложили очень удачное название «бессмертный полк» и за три года это, как говорят оппозиционные журналисты, победобесие охватило всю страну. 

Я понимаю, что изначально импульс был хороший — давайте каждый вспомним своих близких. Но, во-первых, это было очень быстро огосударствленно и во-вторых, этих людей собирают, как в свое время на Первомайские демонстрации и на 7-е ноября по заводам и учреждениям, университетам. И к тому же им часто раздают эти портреты. То есть это все полная профанация. 

Но я возвращаюсь к тому, как я это увидела в 2015 году, когда миллионный поток идет по широченным главным проспектам Москвы, с этими портретами. И тогда я задумалась о том, почему, собственно говоря, это происходит три четверти века спустя, когда ветеранов осталось на пальцах двух рук пересчитать. И уже из второго поколения многих в живых нет. 

На самом деле поколение, которое сегодня выходит на улицы, не только не знало войны, но не знало или мало знало тех, кто когда-то воевал. Если мы к этому добавим, что в советских семьях было совершенно не принято вообще говорить о прошлом и о том, что кто пережил, то возникает вопрос, собственно говоря, а что их толкает на улицу, почему они туда идут. 

«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» — ЭТО СВОЕГО РОДА ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОЦЕССИЯ...»

— Я понимаю, что часть из них по разнарядке предприятий и заводов, но, наверное, какая-то часть идет искренне. И в конечном счете я пришла к выводу, что «бессмертный полк» — это своего рода языческая религиозная процессия, в ходе которой российский народ каждый год как бы заново побеждает врага. Это своего рода мистерия.

В то же время все это выглядит как очень сильный мобилизационный момент, когда люди опять побеждают с одной стороны исторического врага, немецких захватчиков-фашистов, а с другой — всех других врагов сегодняшних. Не зря Путин в последней своей речи во время парада 9 мая сказал, какие главные опасности современного мира: терроризм, неонацизм. 

Где у нас в современном мире неонацисты?  Речь идет не о группках и мелких партиях на Западе или в самой России. Мы же слышим, что в каждой передаче по российскому телевидению повторяется одно и тоже: украинские нацисты, неонацисты, фашисты, бандеровцы. На языке российской пропаганды, это — синонимы. Фактически сегодня этот «бессмертный полк» символически побеждает «неонацистов», то есть украинцев. 

«В ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ ПОЧИТАНИЕ МЕРТВЫХ ГЕРОЕВ БЫЛО ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ  ИДЕОЛОГИИ»

— Вы упоминаете в своей книге, что эту идею по сути россияне присвоили или позаимствовали от немцев...

— Не то, чтобы сознательно позаимствовали... Но я отмечаю, что в гитлеровской Германии был абсолютно сходный культ мертвых героев и почитание мертвых героев было очень важным элементом гитлеровской идеологии. Это — сакрализация героической смерти и культ смерти. 

Очень важно подчеркнуть, что этот культ именно языческий, вроде бы религиозный по мистике, но не христианский, не еврейский, не мусульманский и так далее. 

Получается, если страна возвращается в советское прошлое, на самом деле церковь ей не очень-то нужна, как нацистам не нужно было христианство. У них была своя языческая религия, основанная на древней мифологии, на культе огня и льда, и культе мертвых героев. 

Точно также погружение в советское прошлое не означает ни в  коем случае возврата коммунистической идеи. Это возвращение к советскому имперскому патриотизму и империализму. Поэтому в Украине и надо говорить о десоветизации, а не о декоммунизации. Коммунизм мертв, а совок жив.

Если раньше был официальный культ коммунизма, советской власти, то сегодня основа новой российской идентичности, это победа во Второй мировой войне. Я даже слышала у Киселева и Соловьева, что у русского народа есть геном победителей. То есть на самом деле мы не очень далеко стоим от некоторых нацистских тезисов. 

«ПОСЛЕ РАСПАДА СССР ИМПЕРСКАЯ НАЦИЯ ОСТАЛАСЬ БЕЗ ИМПЕРИИ» 

— В первой части книги Вы напоминаете о таких концептах как Святая Русь и Москва — Третий Рим. Россия считала себя оплотом православия, который несет свет другим народам. И при этом многие российские писатели 19го века, от Достоевского до Герцена, были убеждены в мессианском предназначении России. Почему так получалось, что российская интеллигенция считала русского крестьянина выше представителя любой европейской страны?

— Россия, наверное, не может жить без мессианской идеи. Если и есть какой-то «геном», то, наверное, этот. Потому что Россия всегда жила с чувством того, что должна жить не просто как нормальные народы, а имеет какую-то высшую миссию в мире. Но эта миссия с веками менялась. Была миссия святой Руси, Москвы — Третьего Рима. То есть объединителя православия против католицизма. При Петре Первом, который сильно прижал религию, это была просто секулярная имперская религия, потому в 19-ом веке опять славянофилы вернулись к этой идее, что Россия несет свет и добро миру и что у нее есть всемирная отзывчивость, как говорил Достоевский.

Затем появилась коммунистическая идея, и опять оказывалось, что Советская Россия — в авангарде всего человечества. Да и после войны, когда появился социалистический лагерь,  который СССР полностью контролировал, неоднократно звучала идея, что советский путь правильный и рано или поздно все человечество пойдет по этому пути.

Кризис наступил в тот момент, когда распался Советский Союз: вдруг 25 млн. русских, которые были имперской нацией, оказались за пределами России. Что они там делали? 

Они в основном были туда посланы, как военные, инженеры, учителя и так далее, потому что русские традиционно, как в Царской империи, так и в советское время, были имперским народом, который составлял костяк этой империи. 

Всегда в республиках первым секретарем компартии был представитель титульной национальности, а второй секретарь был обязательно русским. 

Так и получилось, что после внезапного распада Советского Союза имперская нация осталась без империи с 25 млн. человек, которые жили вне ее границ. 

Именно это имел ввиду Путин, когда он говорил, что это была величайшая геополитическая катастрофа 20-ого века. 

Конечно, это немножко смешно, потому что в 20-ом веке были катастрофы несравненно более страшные. Но это как раз и характерно для имперского мышления. Для них распад империи — был огромной катастрофой и с этого момента начался поиск этой новой русской идентичности и новой русской идеи, которая сейчас нашла свое полное выражение в «бессмертном полку» и в этом новом языческом мессианизме, основанном на культе силы и смерти. 

«НА ЗАПАДЕ АКЦИИ «БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА» ПРОХОДЯТ СОВСЕМ ПОД ДРУГИМИ ЛОЗУНГАМИ»

— А что вы можете сказать о реакции на Западе на проведение подобных акций «бессмертный полк» в почти ста странах? 

— Я внимательно изучила этот феномен. В России самое главное — Великая победа, не примирение, а то, что мы победили и пролили очень много крови. И за это нам как бы все полагается. А вот тут, на Западе, акции «бессмертного полка» проходят совсем под другими лозунгами. Тут говорится, что это просто акция памяти, чтобы люди это помнили, и чтобы это больше никогда не повторилось. То есть здесь это подается как борьба за мир. Но это тоже старый советский трюк, потому что в Советском Союзе в 60-е и 70-е годы очень модно было самим бороться за мир и поддерживать движения борьбы за мир и даже финансово поддерживать движения, которые просто пытались ослабить западные страны. Например, было очень мощное движение за мир, против размещения Першингов в Европе. 

Если бы в России был только раз в год «бессмертный полк», а другого ничего не было, то может можно было бы поверить, что это движение памяти и, хорошо, что люди вспоминают своих близких и так далее. 

Но вы посмотрите, что происходит параллельно. Совсем недавно была создана Юнармия, куда детей принимают с  8 лет и где в каждом отряде они  ходят в военной форме и этот отряд прикреплен к какой-то армейской части. 

Эти дети реально овладевают различной боевой техникой и соответственно напичканы пропагандой. И буквально за три года в Юнармию записалось 500 тыс. человек. Это огромная армия людей, которых с детства приучают к идее военной карьеры,  под личным покровительством министра обороны Шойгу.

Кстати говоря, когда вы смотрите российское телевидения, вы видите, что там очень много говорят о своих новых вооружениях. При этом очень подробно об этом рассказывается и детально описывается. 

Я совершенно не представляю себе, чтобы на Западе, во Франции, нам рассказывали о том, какие у нас новые виды вооружений. И тем более, о технических характеристиках боевых ракет или подводных лодок, или о том, какие у нас системы слежения. 

Ощущение такое, что происходит сплошная милитаризация. В России вы можете купить форму разных родов войск ребенку, начиная с года, коляску в виде танка. Сейчас считается хорошим тоном, например, выводить на все мероприятия детей в форме и с пластиковыми автоматами.

С одной стороны цель мобилизации — консолидация этого режима, который признается необходимым и недостатки которого не обсуждаются. Это своего рода мобилизационная психология. 

А с другой стороны, это реально ментальная подготовка населения к возможной будущей войне. Если смотреть их телевидение, разные ток-шоу, то об этом говорится без конца. Что неизбежна третья мировая война. У России друзья — только армия и флот, будет борьба за ресурсы, за Арктику. 

«МИЛИТАРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПРОХОДИТ НЕЗАМЕЧЕННОЙ НА ЗАПАДЕ» 

— По вашему мнению, кому нужна эта книга в первую очередь для каких слоев населения или стран? 

— Я думаю, что моя книга —  крик тревоги, потому что у меня ощущение, что упомянутая мною милитаризация общества проходит достаточно незамеченной на Западе. 

Думаю, что эта книга важна, конечно, и для России. Хотя нет никакой надежды, что она там будет напечатана. И она, наверное, важна для всех западных стран. Надеюсь, что будут переводы и на другие европейские языки. Потому что люди просто не отдают себе отчет, что на самом деле происходит в России. 

Я думаю, что книга будет переведена, и довольно быстро, в Украине. У меня уже есть несколько издательских предложений. 

Кстати, там очень большая глава, посвященная Украине. И я прихожу к такому выводу. Конечно, между Украиной и Россией есть множество пунктов несогласия. Но самое главное несогласие состоит в том, что Россия погружается в советское прошлое, происходит возврат в советское прошлое с его имперской идеей и имперским патриотизмом, имперским желанием захватить столько, сколько можно внешнего мира. 

А Украина приравняла коммунизм к нацизму и запрещает его пропаганду. То есть пропаганду советского периода. И это -принципиальный цивилизационный разлом. Хотя в Украине тоже не все люди одинаково думают, но если победит та психология, которая оформилась на последнем Евромайдане, то этот разлом станет очень длительным.

На самом деле, война проходит не только между Украиной  и Россией, но и внутри самой Украины есть некоторый разлом, из-за чего и стал возможным Донбасс. Ведь в Донбассе главная идеологическая линия — это так называемый антифашизм. 

То есть опять получается, что парадигма Второй мировой войны, разделение мира на наших и фашистов, полностью актуальна в Донбассе. А если мы вспомним, Советский Союз всегда называл фашистами, тех кто в данный момент был его врагом. Фашистами назывались сионисты — Государства Израиль, Маршал Тито, повстанцы в Венгрии и в Чехословакии. 

Это еще идет из 1930-х годов, когда немецких социалистов называли пособниками нацистов. Фалангистов Франко называли фашистами и нацистами. Короче говоря, это собирательный образ врага и сегодня происходит реактуализация этого разделения мира на своих и чужих. И даже я уже слышала на российских ток-шоу высказывания, что Европа была фашистской и по сути фашистской остается. 

«УКРАИНЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ АКЦЕНТ НА ПРИМИРЕНИИ, КАК В ЕВРОПЕ»

— Галя, а видели ли Вы 8 мая шествие в Киеве родственников с портретами погибших украинских солдат в АТО на Донбассе и во время Голодомора? Не является это неким ответом российскому «бессмертному полку»? 

— Да, я видела это. Действительно, мне кажется, что это хороший ответ. Да, если русские хотят отмечать память своих мертвых, то у нас, у украинцев, есть другие жертвы, о которых тоже надо говорить. 

В Европе господствует дух примирения. Меркель и Макрон несколько раз вместе ходили на мемориалы павшим,  потому что сегодня не так важна сама победа, а важно, что после этой страшной войны Европа смогла прийти к миру, смогла объединиться. Это месседж примирения и показ того, что вчерашние враги, если они извлекли уроки с прошлого, могут сотрудничать, как сегодня Франция с Германией. 

А в «бессмертном полку» главное — это победа, это утверждение своего превосходства, это утверждение своего права действовать сегодня в соответствии своими интересами и без учета интересов других народов  и других стран. 

Кроме того, мне кажется, что для Украины тяжело прославлять победу во Второй мировой войне, хотя там полегли миллионы украинцев, потому что эта война до 1941 года и после 1945 была одновременно и импералистической войной. Все-таки Советский Союз в соответствии с секретными протоколами захватил западную Украину, западную Беларусь и страны Балтии. И после войны он их заново оккупировал. Нельзя сказать, что эта война является целиком освободительной, как ее представляет нынешнее российское руководство и нынешняя российская идеология. 

Это была частично война за национальное освобождение, когда она шла в пределах Советского Союза. Но она была одновременно захватнической в те годы, когда Сталин был союзником Гитлера. И она была захватнической опять в конце Второй мировой войны. 

Поэтому мне представляется, что да, можно выходить с портретами жертв советской власти, десятков тысяч людей в Западной Украине, которые были высланы, жертв Голодомора, вообще жертв Гулага. 

Мне кажется, что в Украине следует делать акцент на примирении, как в Европе, а не на бряцании оружием, как в России.

«ПОКА У ВЛАСТИ ПУТИН ВЫЛЕЧИТЬ ОТ ЧЕГО БЫ ТО НИ БЫЛО РОССИЙСКИЙ НАРОД МНЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЗАДАЧЕЙ МАЛО ВОЗМОЖНОЙ»

— Есть ли, по вашему мнению, рецепт излечения России от имперского комплекса, если шансы для этого и как это может произойти? 

— Вылечить от имперского комплекса очень сложно, потому что эта вещь действительно сидит, наверно, на уровне не только сознания, но и подсознания. 

Сурков в статье о глубинном народе утверждает, что путинизм — это то, что России предстоит в течение 200-300 лет. Сказать, сбудется ли его пророчество, очень трудно, Но, мне кажется однозначно, что пока у власти Путин, а в формировании этого победобесия есть его большой личный вклад, вылечить от чего бы то ни было российский народ, мне представляется задачей очень мало возможной. 

Санкции — это очень полезная мера. Нападать на Россию никто не станет, а вот умерять ее амбиции санкциями — это наверное неплохо. 

Ко всему прочему, в санкциях есть момент морального осуждения, но надо понимать, что это не есть панацея, что сколько бы не действовали санкции, сокрушить режим санкциями пока еще нигде не удавалось. Смотрите, Северную Корею уже сколько придавливают санкциями и все-таки она существует и народ там поклоняется каждому следующему Киму. 

Остается ждать, что санкции на самом деле станут серьезно мешать самой богатой российской элите. Может быть, рано или поздно эта элита восстанет против Путина, но это будет совсем не просто. 

— Известно, что вы едете в Киев, чтобы принять участие в Книжной выставке в Мыстецком Арсенале. Можете сказать, чего вы ожидаете от этой поездки? 

— Меня пригласил Французский институт сделать презентацию этой книги и я, наверное, изложу основные ее тезисы. Кроме того, я приглашена выступить в Днепре, 27го мая, в 18.30, в здании Обладминистрации. Мне важно, и это отнюдь не мое тщеславие, чтобы эти идеи начали циркулировать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать