Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Литературные изюминки

05 августа, 19:50

Эксперты «Дня» советуют украинцам читать качественную беллетристику, культурологическую эссеистику, одухотворенную украинскую поэзию и казацкие летописи. Своими размышлениями о сильных и слабых местах современной украинской литературы, причинах популярности среди читателей тех или иных литературных произведений и о том, какие из них действительно являются жемчужинами мировой классики, делятся профессионалы.

Нина ГЕРАСИМЕНКО, работник PR-отдела телеканала СІТІ:

— В последнее время перечитываю произведения Марины Гримич. Украинской современной писательницы, которая теперь живет в Канаде. С удовольствием перечитала ее роман «Егоїст». Очень люблю «Мак червоний в росі...» и «Ти чуєш, Марго?». Эти произведения стали для меня просто настольными книгами. Они написаны абсолютно в разных жанрах, но имеют все то, что заставляет прочитать их, не отрываясь, от первой до последней страницы. Отвлечься просто невозможно. Интересная интрига, интересный сюжет, блестящие персонажи, сильные характеры героев, очень тонкий юмор, ироническое настроение, полифоничность текста. Супер! Советую прочитать всем. Такая литература действительно не разочарует, напротив — заинтересует, прибавит изюминку к жизни.

«Ти чуєш, Марго?» — книга, которая идеально подходит для отпуска. Украинский причудливый, несколько женственно-любовный роман как можно лучше читать на пляже, в поезде, в горах. Именно во время отпуска. Мужчин он заинтересует, если они хотят разгадать таинственность женщины. Все мы, женщины, имеем в себе определенные секреты, и разгадать нас пока не получается. Поэтому прочтение этого романа может быть очередной попыткой это сделать, но у меня немалые сомнения насчет этого, и я почему-то убеждена, что она будет очередной неудачей. Мужчинам я серьезно советую прочитать «Егоїст» и «Мак червоний в росі». По большому же счету произведения Марины Гримич универсальны.

Признаком современного литературного процесса не является также разделение на жанры. Современная литература — это своеобразный синтетический жанр. Даже если речь о детективе, все равно в нем очень часто автором обобщаются и осмысливаются серьезные проблемы бытия. Романы Гримич так же синтетичны и интересны для всех поколений, любой читательской аудитории. Они очень легко читаются. В то же время в них затрагиваются серьезные вопросы истории, украинской элиты, развития нации и человечества. Но они представлены в синтетическом жанре мейн-стрима, экшена. Марина Гримич — представитель действительно высокой беллетристики. Ее литературные продукты живо интересует всех читающих и мыслящих людей, независимо от каких-либо надуманных делений.

Александра КОВАЛЬ, президент Форума издателей во Львове:

— Всем, кто интересуется культурой, советую прочитать сборник очерков Збигнева Герберта, написанных автором во второй половине 1970—1980-х годов, которые он впоследствии объединил под общей обложкой. И назвал все это «Натюрморт с удочкой». Работа Герберта — очень яркая, очень насыщенная культурологическая эссеистика. Автору присущ прекрасный стиль и прекрасные мысли.

Из художественной литературы недавно перечитала трилогию «Миллениум» Стига Ларсона, шведского журналиста и писателя, неожиданно умершего в 2004 году. Три его детективных романа — «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, игравшая с огнем» и «Королева воздушного замка», вышли в свет уже после смерти автора. Сегодня о них говорит вся Европа, эти книги бьют рекорды популярности. Хотя объем огромный, с большим удовольствием я прочитала «Миллениум» за два выходных. Совершенно ясно, благодаря чему он такой популярный. Потому что в романах изображены силы, которые борются со злом, люди всегда могут рассчитывать на помощь окружающих. И вообще добро у Ларсона побеждает.

Юрий МУШКЕТИК, писатель:

— Наш литературный процесс в последнее время медленно возвращается к реализму. Медленно, понемногу. И не только наш, но и мировой.

Я сейчас весь в своих интересах. Читаю казацкие летописи. Могу констатировать, что при детальном изучении исторических документов описанные в них события ассоциативно напоминают наши сегодняшние ситуации, поведение наших современников. Мне довольно интересно исследовать такие закономерности.

Как художественную литературу понемногу читаю литературные журналы. Например, российские «Новый мир» и «Дружбу народов». Хотя особой пищи там не нахожу. Серьезных произведений там сейчас нет, только мелкотемные, кухонные.

Конечно, в жизни были книги, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Например, я считаю, что «Тихий Дон» Михаила Шолохова — великий роман, который следует знать.

Иногда читаю также современных украинских писателей. Сегодня хорошо обстоит дело у нас с женской прозой. Целый ряд авторов пишут хорошие прозаические произведения: София Майданская, Галина Пагутяк, Мария Матиос, Валентина Мастерова. Украинская литература все-таки есть.

Хотя по мировым масштабам она находится в большом упадке. Сегодня в мире практически нет поэзии. Распространено что-то похожее на верлибр, но, на мой вкус, оно такое гадкое, что даже и не запоминается. Убежден, украинская поэзия сегодня — одна из лучших. К примеру, я уже во второй или в третий раз открываю для себя таких поэтов, как Тарас Мельничук, поэт первой руки, Николай Холодный, так же крученный-перекрученный в своей жизни поэт на грани гениальности.

Надеюсь, кто-нибудь у нас все-таки напишет социальное произведение, которым покажет эпоху, нашу страну в ней, все то плохое, тот большой упадок, который творится сейчас. Потому что страны в Украине становится все меньше. Разными путями мы опять добровольно пошли на московском поводке. Именно из-за этого у нас очень много проблем.

В целом, кто поищет, тот найдет, что почитать. Хотя есть очень много несоответствий. Как-то я зашел в большой киевский книжный магазин. Конечно, почти все там — русскоязычная продукция, только несколько полок украинской литературы. Меня заинтересовал стенд «Жемчужины мировой классики». А там — Лесь Подеревянский, Сергей Жадан, Оксана Забужко. Я ничего против них не имею, но меня поразило, что именно это — жемчужины мировой классики. Пара книг, я думаю, там оказалась случайно: Шекспир и Сервантес.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать