Самые страшные в жизни те люди, которые прочитали одну книгу. С человеком же, который много читает, всегда будешь иметь о чем поговорить, и тебе рядом с ним ничего не будет угрожать.
Иван Малкович, украинский поэт и издатель, владелец и директор издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»

«Лучше – держаться того, что внутри»

Писательница Наталья Матолинец о новой книге, перспективах жанра фэнтези и эстетике, которая подталкивает к творчеству
2 апреля, 2021 - 12:42
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НАТАЛЬЕЙ МАТОЛИНЕЦ

Львовская писательница Наталья Матолинец ворвалась в украинский литпроцесс неожиданно и упорно: после победы в конкурсе «Коронация слова-2017» она уже издала пять романов — и не собирается на этом останавливаться. О книгах, жизни и творчестве как непрерывной работе — наша с ней беседа.

«ПРИЯТНО ВИДЕТЬ, СКОЛЬКО ДЕБЮТОВ СОСТОЯЛОСЬ ТОЛЬКО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ»

— Расскажи, как пришла к писательству. Ты всегда мечтала стать писательницей или просто так повернула жизнь?

— Писательство было моим хобби с детства, и я с переменным успехом провела его через все школьные и студенческие годы. Мне нравилось, но тогда я не думала об этом как профессиональной деятельности, по большому счету и не знала, как это — стать «настоящей писательницей». Я здесь просто в тетради историю пишу. Впрочем, ближе к завершению обучения в универе творческие желания пересиливали все остальные порывы и в конце я поняла, что больше всего хочу работать над книгами. И хочу, чтобы их со временем увидели читатели. Отсюда начался более осознанный путь: работа над новыми историями как постоянная, непрерывная работа, интерес к конкурсам и литпроцессу. Официальным стартом можно считать победу в «Коронации слова-2017» с подростковым фэнтезийным романом «Гессе». Но и до того было много всего: поэтические вечера, книгофесты, конкурсы рассказов, а самое ценное — осознание того, как много людей причастны книгожизни и горят этим.

— Как обычно проходит твой рабочий день? В нем есть тусовки, шик и гламур?

— Ковидные будни внесли несколько изменений в привычный ритм жизни. Сейчас я начинаю день с йоги или фитнеса в домашних условиях. И с кофе тоже, куда же без него. Дальше — время работы, которую иногда прерываю прогулками. Сначала посвящаю время всем задачам, которые не являются писательством, а потом сажусь за тексты — собственно, писать, или редактировать, или планировать и искать нужную информацию. Все это комфортнее делать, когда другие дела завершены, потому что мне, чтобы включиться в процесс написания, нужно немного времени — иногда и несколько часов. Вечер чаще оставляю себе на релакс или домашние дела.

Во времена до ковида мне нравилось писать в кафе: выход из дома и прогулка лучше настраивают на работу, а во Львове хватает красивых и уютных локаций. Эстетика вокруг, как мне кажется, всегда подталкивает к творчеству.

Тусовки, конечно, есть — правда, не в том формате, чтобы туда приписывать «гламур и шик». Встречи с друзьями на карантине стали особенно ценными. У меня бывали творческие периоды максимального погружения в себя и желания отстраниться от других, а в последнее время, наоборот, — встречи приносят сплошное удовольствие.

— Что ты читаешь?

— Разное, много и постоянно. Книги разложены по дому: что-то всегда лежит на тумбе возле кровати, что-то у рабочего стола, что-то на ридере. Больше всего обращаю внимание на то, что является «моей» сферой: молодежное фэнтези. Люблю Ли Бардуго, Сару Дж. Маас, Джонатана Страуда, которые популярны и у нас. Из недавних приятных открытий — Элизабет Лим, Джессика Таунсенд, Виктория Шваб и Шелби Магурин. Интересно подмечать тренды и изменения в них. Да и вообще, ориентироваться в истоках и развитии своей жанровой сферы, когда сама пишешь, — вещь необходимая. А на Западе издают очень, очень много фэнтези для молодежи (и еще разделяют на teen, young adult и new adult литературу).

Обожаю Нила Геймана. Горячо жду выхода эпической серии «Колесо времени» Роберта Джордана, которую нам обещают на украинском. Читаю много и реалистической подростково-молодежной прозы. Очень нравится, как скандинавские авторы работают с подростковой проблематикой. Еще люблю биографии. А в прошлом году очень полюбила «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очисток». Читаю многих украинских авторов — часто не обращая внимания на жанр, потому что интересно. Со многими мы знакомы или общаемся. Приятно видеть, сколько дебютов состоялось только за последние годы. А вдвойне приятно среди них находить живые, яркие, современные истории.

— А какую из всех своих книг любишь больше всего?

— Ту, над которой работаю сейчас. Пока максимально погружена в историю и экспериментирую со стилем и проблематикой, то ощущаю страшный кайф. Работа над книгой — это долгий процесс, когда ты проживаешь вместе с персонажами взлеты, падения, разбитые сердца, страшные или радостные моменты. Как-то мы с друзьями обсуждали одного из моих персонажей, и друг, не читавший, вклинился в разговор, чтобы уточнить: а это мы о живом или вымышленном человеке говорим? ..

С каждой книгой возникает много мелких историй, много мест, моментов или музыки, в конце определенная атмосфера, которая напоминает о ней или ее создании. А все это вместе делает ее очень тебе близкой. Конечно, я подмечаю многие вещи как автор: знаю, что здесь попробовала что-то новое технически, здесь взялась за новую проблематику — читатель воспринимает историю по-другому и может не обращать внимания на эти детали, но автор знает о тексте куда больше.

«ФЭНТЕЗИ ИМЕЕТ БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ»

— Делала ли ты попытки выйти за пределы украинского книжного рынка?

— Это то, чего мне очень хотелось бы. Тем более, некоторые из моих историй разворачиваются в Праге, Вене, Будапеште — местах, которые я люблю и которые так часто встречаются в фэнтези. В последнее время многие мои идеи объединяют вымышленные элементы с реальными локациями или событиями, хочется рассказывать о чем-то близком. Наконец, серия о Варте родилась из желания написать городское фэнтези в обрамлении львовских улиц, чтобы магия была где-то здесь, а не где-то далеко.

А что касается иностранных рынков, то фэнтези, на мой взгляд, один из тех жанров, который имеет большой потенциал. Впрочем, пока мое желание на уровне желания и веры в «все впереди».

— Наталья Матолинец всегда будет писать фэнтези или у нее в планах и другие жанры?

— Наталья Матолинец — очень спонтанная личность, когда приходят новые идеи и неожиданные порывы писать новую историю. С уверенностью могу сказать, что будет еще много фэнтези: сейчас имею в работе несколько проектов. В планах — много всего, но о планах говорю с осторожностью, потому что искра «а почему бы и нет!» не факт, что перерастет в книгу. Здесь я еще могу пошутить, что не умею писать короткие истории, поэтому должна с особой осторожностью выбирать, над чем работать следующие много месяцев. Потенциально мне хотелось бы писать о путешествиях: они — важная часть моей жизни. Но я еще не уверена, каким мог бы быть формат путевых историй.

«КАК ГЕРОИ ПРЕОДОЛЕВАЕТ СТЕРЕОТИПЫ И УЧАТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

— Расскажи о своей последней завершенной книге.

— Недавно я окончила работу над молодежным фэнтези под названием «Кров Будапешту». Это третья книга в серии о львовской колдунье Варте Тарновецкой, продолжение большого приключения, которое разворачивалось в предыдущих двух частях — «Варта у Грі» и «Артефакти Праги». Это история о темных и светлых магах, где быстро понимаешь опасности черно-белого мировоззрения. Вторая часть завершилась на волнующей ноте: планы героев пошли не так, как хотелось, будущее туманно и неопределенно. Скажу сразу, что и в третьей книге героям будет не сладко: последствия предыдущих поступков догоняют, необходимость поддерживать ложь перед колдовской властью не облегчает дел и ставки становятся еще выше. Уверена, что читателей удивит также изменение, которое произошло между Вартой и Златаном.

В новой истории нас ждет масштабное противостояние, много опасностей, магическая политика, а еще новый город в качестве фона событий — венгерская столица. В кадре окажутся много персонажей, которые нам уже знакомы, но теперь будет шанс познакомиться с ними лучше. «Кров ...» по объему больше предыдущих частей, и работа над ней продолжалась дольше, но мне нравится наблюдать, как она разворачивается, — как герои преодолевают свои стереотипы, учатся ответственности и делают шаги к пониманию.

— Если бы ты вернулась на 10 лет назад, изменила бы что-то в своем творческом пути?

— На удивление, мне почти ничего не хотелось бы менять: в конце концов, как знать, к чему бы привели эти изменения? Мне нравится, где я сейчас, и путь, который сюда привел, — нравится. Потому что в нем было много и работы, и движения, и впечатлений, и крутых моментов. Но себе 10 лет назад хотела бы добавить уверенности — как в творчестве, так и в целом во всех сферах. Потому что у нас редко учат уверенности, а в творческой профессии она необходима. Поэтому происходит не всё и не сразу, поэтому нужно чего-то держаться. Лучше всего — того, что внутри.

СПРАВКА «Дня»

Наталья Матолинец — украинский автор молодежного фэнтези. Победительница «Коронации Слова-2017», дебют года в прозе 2018-го по версии портала Барабука, финалистка премии «Детская книга года BBC-2019». Автор романов «Гессі», «Керамічні серця», «Академія Аматерасу» и цикла о Варте Тарновецкой.

Юлия Илюха — украинская писательница и журналистка. Многократная обладательница литературных конкурсов и премий, в том числе Международной украинской-немецкой литературной премии им. Олеся Гончара, Международного литературного конкурса «Коронация слова», конкурсов «Новелла по-украински», «Кальмиюс» и конкурса издательства «Солоскип». Куратор социально-поэтического мультимедийного проекта «Там, где дома».

Беседовала Юлия Илюха
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ