Новое издание Василя Симоненко:
в центре — не биография, а текст
Новая книга избранных произведений Василя Симоненко появилась в печати в издательстве «Смолоскип». 852 страницы стихов, писем, комментариев, воспоминаний, критики, уникальных иллюстраций. Многое печатается впервые. Одной из самых ярких и наиболее известных персон украинской «оттепели» пятидесятых-шестидесятых Василь Симоненко стал не в последнюю очередь благодаря своей биографии. С одной стороны, достаточно типичной, с другой — драматичной, особенно на склоне короткой жизни. Загадочные события с избиением молодого поэта в милиции вскоре после его участия в поисках мест захоронений жертв советских репрессий в Быкивне, болезнь и смерть — все это стало символическим прологом непростой судьбы литературного шестидесятничества как такового.
Но нынешнее издание сосредоточено как раз на другом. Составители Анатолий и Дана Ткаченко в своей книге решили продемонстрировать читателю прежде всего сугубо текстуального, литературного Симоненко, показать скорее не его внешнюю, общественную, а внутреннюю, духовную жизнь. Это понятно уже из вступительной статьи Анатолия Ткаченко, в которой он скрупулезно анализирует особенности стихотворений разных периодов творчества поэта, разбирает, какие тексты каким способом были изменены самим автором или цензурой и какой вариант больше соответствует первоначальному замыслу, имеет более высокий художественный уровень. Характерно, что исследователь приходит к выводу: далеко не всегда более поздние правки шли произведениям во вред. Но во многих случаях, конечно, уместно было бы опубликовать «необработанный» вариант, что и сделали составители (печатные тексты, публикуемые в «необычной редакции» или впервые, в содержании книги обозначены звездочками).
Зато ни в предисловии, ни в других частях книги нет детализированной биографии Симоненко, обстоятельно не освещаются трагические и загадочные события последнего периода его жизни. Ситуация здесь вышла двоякая. Трагедия Василя Симоненко, конечно же, была знаковым событием эпохи, поэтому информация о ней, даже повторенная, без сомнения, вызывала бы интерес у тех, кто захотел бы ознакомиться с книгой. Однако составители, очевидно, руководствовались той мыслью, что биографическая линия увеличила бы объем издания и диссонировала бы с сугубо текстовым подходом. А последнего, нужно отметить, часто не хватает в исследованиях и изданиях творчества украинских шестидесятников.
Стихи Симоненко — известные, малоизвестные и до сих пор не публиковавшиеся — расположены здесь в хронологическом порядке. Это должно помочь хорошо составить собственное представление о текстовых трансформациях его творчества. Например, от написанных в январе пятьдесят четвертого строк:
все покрите снігом навкруги —
та й під снігом познаю знайому
рідну землю, запашні луги...
до, возможно, последнего, по мнению составителей, стихотворения —
Земля — немов пустельний
білий гриб.
Але чому це сніг такий скрипучий?
Що крок — по серцю б’є
холодний скрип.»
На сегодня уже немало сказано о прерванном развитии поэта Симоненко, о том, как он только начинал овладевать или только «пробовать» отдельные жанры, приемы, формы. А лично для меня более важное в десятилетии его поэзии — другое. То, что в действительности она, кажется, не слишком и изменялась. То есть, нет, конечно же, Симоненко совершенствовал и высказывания, и образность. Даже два процитированных отрывка выразительно демонстрируют, что на склоне жизни в его произведениях появилось более объемное, более многозначительное виденье, более интересная тропика, однако исчезла радужная наивность. Все это ясно, речь о другом. Трансформации и мутации не пересекали определенные достаточно узкие стилистические и мировоззренческие пределы. Возможно, даже слово «стилистический» здесь не совсем уместно... Речь идет о том, что все без исключения стихотворения Василя Симоненко представляют собой чуть ли не идеальное воплощение определенного типа поэзии, определенного понимания того, «что такое поэзия».
Эта поэзия — основополагающе ритмична. Она не привязана тематически или стилистически к фольклору, на первый взгляд даже совсем независима от него, однако имеет выразительный народнопесенный «скелет». Именно поэтому, время от времени, неожиданно, но органично фольклорные мотивы таки выходят наружу.
Это почти всегда поэзия с четкой суггестивно сформулированной мыслью. С практически-философскими обобщениями. С моментом торжества, призывом, надеждой, разочарованием. Этакие стихотворения-актеры, выходящие на сцену, чтобы быть замеченными и понятыми каждым. Они потенциально хорошо ложатся на музыку. И непременно находятся в поиске справедливости.
В целом, все сказанное в той или иной степени касается поэзии большинства украинских шестидесятников. Но именно в творчестве Симоненко, кажется, эти черты оказались в особенно дистиллированном и хрестоматийном виде. А яркость и социальный резонанс поэтического движения шестидесятых годов в Украине привели к тому, что такое понимание сути, роли и значения поэзии в большой степени распространилось в самых разных слоях населения. Поэтому книгу Василя Симоненко и о Василе Симоненко, причем именно такую, текстуально, а не биографически ориентированную, стоит прочитать не только тем, кто любит его стихотворения, но и другим читателям, к примеру, тем, которым такая манера письма не близка, но кому интересен его генезис и становление в данном историческом периоде.
В своем предисловии директор издательства «Смолоскип» Ростислав Семкив напоминает о еще одной существенной, в чем-то метафизической, черте творчества Василя Симоненко. В ней четко, искренне и изнутри зафиксирована одна из крупнейших в истории Украины волн урбанизации. Та, которая проходила после Второй мировой войны. Правда, и крестьяне тогда уже были не настолько патриархальны, как раньше (в круговоротах войн, диктатуры, индустриализации им уже пришлось немного увидеть мир), и коммуникации становились все плотнее. Но все равно приезд крестьянского ребенка на учебу или навсегда в город сопровождали достаточно большие эмоциональные и социальные сдвиги. Украинские село и город изменяли навстречу друг другу образ жизни, структуру населения и тому подобное, а отдельные люди привыкали к новым пейзажам и пространствам. Все эти действительно кардинальные сдвиги нашли свое отражение в книге.
Кроме собственно поэтической «сердцевины» избранных произведений стоит еще раз отметить, что в «смолоскиповском» издании можно прочитать письма Василя Симоненко, его дневниковые записи, отдельные весьма ироничные публицистические произведения, литературную критику.
Особенным блоком «Вибраного» идут тексты о Василе Симоненко. Например, два материала Евгена Сверстюка, в которых он сосредотачивается главным образом на добре, заложенном в произведениях поэта, любви, гуманизме. Евген Сверстюк подает также живое впечатление от того, как Симоненко появился в кругу шестидесятников начинающим поэтом, который нуждался в общении, совете, а оставил его уже целым явлением, ориентиром, с которым должны были считаться все, независимо от сугубо эстетического восприятия его творчества.
В книге содержится также текст знаменитого выступления Ивана Дзюбы на вечере, посвященном 30-летию Василя Симоненко, который состоялся уже после его смерти. Это произведение полемичное и чрезвычайно острое (возможно, для широкого читателя оно окажется даже неожиданно острым, потому что значительно превосходит стандартные представления о том, что можно было себе позволить в те времена), в нем освещаются гражданские особенности поэзии. А на них «нанизываются» и проблемы тогдашнего общества — национальные притеснения, бюрократизм, «потемкинские села» и тому подобное. Интересно, что Дзюба постфактум, в 1994 году, дописал к своему выступлению предисловие, в котором достаточно скептически отнесся к собственным словам тридцатилетней давности.
Василь Стус написал в свое время небольшую обзорную статью о творчестве Симоненко. Внимание он уделил преимущественно сугубо поэтическим моментам, следовательно, текст дает представление не только об авторе-Симоненко, но и о критике-Стусе. Кроме того, здесь имеется дневниковая запись Леся Танюка о том, как они с Аллой Горской и Василем Симоненко изучали захоронение в Быкивне, а еще — воспоминания многих других деятелей: Ивана Свитлычного, Мыколы Винграновского, Ильи Бердныка, Станислава Тельнюка, Мыколы Кипоренко, Евгена Дударя, Мыколы Снижко. Есть тут и стихотворные посвящения поэту, достаточно обстоятельные примечания, а также фотоматериалы из личных архивов, музеев, украшенные интересными подписями составителей.
Стоит также принять во внимание, что «вибраний» Симоненко положил начало новой книжной серии под названием «Шістдесятники», поэтому можно надеяться на новые интересные издания.
Выпуск газеты №:
№29, (2011)Section
Украинцы - читайте!