Перейти к основному содержанию

Восемь признаков «качественного прыжка»

Итоги Конкурса художественного репортажа имени Майка Йогансена «Самовидец»
29 марта, 10:37
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ КОНКУРСА ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕПОРТАЖА ИМЕНИ МАЙКА ЙОГАНСЕНА «САМОВИДЕЦ»

Жанр художественного репортажа, который сочетает в себе факты и средства образности речи, дает возможность по-новому представлять события действительности. Однако длительный период времени этот жанр оставался периферийным, неизвестным для украинцев. Впрочем, постепенно (и история «Самовидца» это замечательно иллюстрирует) появляется все больше текстов в этом жанре и становится лучше их качество. Такой «качественный прыжок» — не единственная особенность нынешнего конкурса. Впервые состоялся Конкурс детского художественного репортажа памяти Степана Чубенко «Юный Самовидец», и книга лучших репортажей будет содержать не десять текстов (как обычно), а пятнадцать.

«ЮНІ САМОВИДЦІ»

Елизавета Гончарова (член жюри, репортажист, победительница 4-го «Самовидца») и Гаяне Авакян (победительница прошлогоднего «Самовидца») решили повышать уровень украинского художественного репортажа, начиная со школы. Они инициировали конкурс для школьников, которые интересуются журналистикой. «Это конкурс-мемориал, который носит имя Степана Чубенко — 16-летнего школьника из Краматорска, которого убили боевики ДНР в 2014 году в Донецке за проукраинскую позицию», — рассказала Гаяне Авакян.

Темой конкурса избрали «как выжить в школе» (тема следующего — как быть «вне рамок»). Призерами стали истории о сложностях учительского ребенка, о девочке, которая борется с раком, а первое место получил репортаж о поиске своего пути (на примере выбора предметов для ВНО). Победительница поделилась: «Этот конкурс — замечательная возможность для школьников рассказать взрослым то, что для них иногда кажется не очень важным, прозаичным. А для нас это действительно бывает драматично». Вот в такой необычной перспективе приобрел звучание художественный репортаж в этом году.

НЕОЖИДАННЫЕ РАКУРСЫ

Впрочем, необычные ракурсы освещения событий на этом не завершились. Поскольку поступило много качественных текстов, то были введены спецнаграды для пяти текстов, которые особенно запомнились. И всех их объединяет необычный или способ повествования, или аспект освещения события. Одна из спецнаград так и называется — «За неожиданный ракурс», которую получила Александра Горчинская с текстом «Тарас Григорьевич Шевченко». Это текст «с юмором о важном»: дневник-размышления памятника Тараса Григорьевича о событиях, в том числе митингах, которые часто проходят именно около него.

Иногда необычный ракурс касается не того, кто рассказывает, а объекта рассказа. В частности, по-новому на описанный город дает возможность взглянуть репортаж редактора отдела «Общество» газеты «День» Марии Прокопенко «Досуг в Горловке», который получил знак отличия «За любовь к городу». «Мне показалось, что важно, чтобы оккупированные города были не просто какими-то неизвестными территориями. Я хотела рассказать людям о городе и сама узнать о нем больше, потому что хоть и родилась в Горловке, но мало там прожила, — рассказывает Мария Прокопенко. — А тему досуга выбрала, так как обычно ассоциации с городом — это шахты, промышленность. Мне же хотелось рассказать, как люди отдыхают, потому что там действительно много интересного».

Другой необычный ракурс — жизнь по ту сторону уличного фестиваля еды. Автор проработала на нем день, изложив свой опыт в действительно «вкусный текст». Этот репортаж имеет и более стратегическую цель. «Я хотела показать, что фудблогинг у нас есть, и он развит. И чем больше людей будет приходить в него, писать о еде вкусно или просто с вдохновением, тем быстрее у нас появятся гастрономические критики и в принципе гастрономическая журналистика. Я за гастрономическую журналистику!» — объясняет автор Ольга Кари. В ее планах — книга о киевской новой еде.

Порой в репортажах раскрываются необычные аспекты главных героев. Валентин Терлецкий, например, рассказал о своей работе телеоператором, а Марина Федоренко в тексте «Его гора» привела историю мужчины, который ездит на сноуборде по снежным вершинам и в то же время зарабатывает на жизнь среди опасной жары, чистя паровой котел Черниговской ТЭЦ.

«ЗАКУЛИСЬЕ» ПРОФЕССИЙ И ГОРОДОВ

Десятка лучших текстов о жизни в городе выдалась весьма разносторонней. Нетипичный аспект для своего репортажа о Львове избрала Татьяна Хоронжук, которая написала, как случайно, устроившись на работу, попала в «парфюмную секту»: «Хотелось поделиться закулисьем профессии, где легкие деньги действительно стоят здоровья и нервов».

В чем-то подобным опытом поделился и Владислав Лукащук, который два дня и одну ночь проработал в брачном агентстве, где писал мужчинам-иностранцам от имени женщин. «О брачных агентствах я знал немного, но почувствовал, что характер их деятельности (чего уж там   — само наличие) могут пролить некоторый свет на те культурные и социальные процессы, которые происходят с современным украинским городом. С Киевом как флагманом этих процессов и их витриной», — объяснил автор.

ПОГРУЖЕНИЕ В АТМОСФЕРУ РАССКАЗА

Совсем по-другому увидеть город (его диахронию и синхронию) дает возможность репортаж Ольги Петренко. «В день своей конвокации и получения магистерского диплома я познакомилась с Леонидом Зализняком, руководителем археологической экспедиции, и договорилась о том, что месяц буду копать с ними вместе, — поделился автор. — Шесть дней в неделю мы с лопатами исследовали историю поселения, которое существовало когда-то на этой земле. А на седьмой, зарядив телефоны, шли по гугл-карте познавать настоящую реальность днипрян, слушать, что они рассказывают о прошлом своего города и каким видят его будущее».

Еще один «атмосферный текст» написал Владимир Молодий, в котором идет речь о спальном районе Львова Сихове. Читатель узнает знакомые многим детали — заасфальтированные футбольные площадки, садики как ностальгию по селу. По словам членов жюри, текст — must-read для львовян и всех украинцев.

СВЕТЛО И ДИНАМИЧНО ОБ ИНКЛЮЗИВНОСТИ

Наверное, одним из самых трогательных стал текст «Человек в галстуке» Татьяны Гладиш. «Стыдно признаваться, даже самим себе, но такие мы уж есть. Чтобы надеяться на помощь посторонних, человек с инвалидностью, собираясь на прогулку в инвалидной коляске, надевает галстук, чтобы его не спутали с нетрезвым, если он из этой коляски упадет», — представила репортаж Елизавета Гончарова. Тема инклюзивности не в контексте героизма или жертвенности, а с чувством юмора, динамично, светло, кинематографично — так, по словам куратора конкурса Марии Семенченко, Татьяне Гладиш удалось рассказать эту историю. Приятно также, что конкурс не только развивает жанр художественного репортажа, но и помогает авторам найти свой путь. Теперь Татьяна Гладиш ведет литературную программу «ЛітTerra Incognita» на «Украинском радио Херсон».

«ЛЮБИТЕ ДОНБАСС, ВЕДЬ ОН — НАШ»

В репортажах отобразилась жизнь и городов, расположенных на линии разграничения или пребывающих под оккупацией. Главный герой репортажа Оксаны Расуловой «Город, где снятся сны» жил когда-то в Донецке, сейчас — во Львове, но ездит домой. И автор попросила его быть ее глазами, чтобы рассказать в тексте о том, как меняется Донецк.

«Бывают авторы, которые едут куда-то уже настроенные на определенную концепцию, а все вокруг просто должно иллюстрировать их идеи или убеждения. У Евгении Подобной же чувствуется, что Авдеевка, а именно о ней идет речь сейчас, позволяет себя увидеть с таких сторон, которых автор, возможно, и не хотела бы видеть, — рассказывает Елизавета Гончарова о еще одном тексте, который вошел в десятку лучших. — Это наивысшая степень доверия городу, которую репортажист смогла использовать, чтобы написать честную и эмоциональную картину. Потому что это не просто город, а синдром, как указано в названии — «Авдеевский синдром». И не только для тех, кто вынужден жить на войне, но и для тех, кто чувствует эту войну как свою». На презентации автор призвала не поддаваться на высказывания наподобие «они сами виноваты» и любить Донбасс, ведь он — наш.

УСЛЫШАТЬ КРЫМ И ПОЧУВСТВОВАТЬ ТОРЕЦК

Третье место занял репортаж, написанный в результате одного из опаснейших опытов, — поездки автостопом по оккупированному Крыму в течение месяца. «Самое интересное было тогда, когда сажусь в машину, говорю, что из Украины, и человек сразу рассказывает мне всю свою биографию, все, что происходило, — поделилась автор репортажа «Услышать Крым» Светлана Моренец. — Потому что они хотят говорить и хотят, чтобы их слушали».

«Бесконечные ряды городов и поселков красной и серой зоны путаются и переплетаются. Я видела их 100 раз, хорошо, может, 50, но каждый раз находится что-то, что влезает глубоко под кожу и оттуда ноет и скребет. А этот населенный пункт был известный, неукусимый... На него пришлось целеустремленно охотиться, потому что несколько лет подряд он выскальзывал из памяти...» — в репортаже Виктории Бабий, который занял второе место, речь идет о Торецке.

«ЧЕРНИГОВСКОЕ ДЕЛО ЛУКЬЯНЕНКО»

А победителем стала Вера Курико с репортажем «Черниговское дело Лукьяненко». «Это текст даже не сугубо о процессе декоммунизации. Он о болезненном отрыве большинства населения от советских стереотипов, подсознательной защите себя от травмирующих осознаний трагедий, которые творились у всех на глазах в течение многих десятилетий. А также об обесценивании людей, которые были выше толпы», — так прокомментировала текст Елизавета Гончарова.

Автор описала ситуацию, происходившую в Чернигове. Когда умер Левко Лукьяненко, встал вопрос о переименовании улицы Рокоссовского, на которой он жил полтора года. Хоть в доме до сих пор живет первая жена Левка Лукьяненко, сопротивление было безумное, причем не только от людей пожилого возраста, но и городской власти. В целом так охарактеризовал член жюри Олег Криштопа: «Это текст с элементами расследования, многослойный, с историческими экскурсами о нашей современности, о нашей памяти и беспамятстве».

Вера Курико уже третий раз принимает участие в конкурсе, в прошлом году ее текст занял десятое место, а в этом году работа в архивах, общение со свидетелями событий, живой сюжет обеспечили ей победу в «Самовидце». И она не единственная, кто уже не впервые принимает участие. Это подтверждает, что конкурс еще и объединяет и поддерживает тех, кто осуществляет свои первые шаги в жанре художественного репортажа.

«Как по мне, школа украинского художественного репортажа растет», — точно отметила Мария Титаренко. Тем, кто еще только планирует приобщиться к ней, стоит, в частности, подумать над тем, как мы меняемся, — это тема следующего «Самовидца».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать