Перейти к основному содержанию

150 Святынь Великой Волыни

Украинское средневековое и ренессансное искусство — прямое свидетельство нашей принадлежности к европейской культуре
20 октября, 20:43

Помочь читателю почувствовать непрерывность украинской художественной традиции и глубже понять собственное культурное наследие — такую задачу поставили перед собой авторы фотоальбома «150 Святинь Великої Волині», созданного в Острожской академии.

Коллекция собранных достопримечательностей иконописного, живописного, скульптурного искусства, фресок, мозаик и старопечатных книг охватывает лишь шесть областей (Ровенскую, Волынскую, Львовскую, Тернопольскую, Житомирскую и Хмельницкую).

Однако творческое наследие этого региона значительно шире по своей сути, часто будучи отражением основных художественных тенденций в украинской культуре.

Например, именно в искусстве Волыни нашло свое отражение искусство древнерусское. Это ярко демонстрирует икона Холмской Богородицы.

Фрагменты украшений этой иконы, изготовленные из драгоценных металлов, презентуют искусство Киева, традиции которого будут долго наследовать в искусстве Волыни.

Немало из представленных в собрании произведений сегодня находятся в частных коллекциях, часто за пределами Украины, поэтому они заслуживают особого внимания.

А работы волынских иконописцев, что, в отличие от канонической византийской иконописи, выделяются особенной яркостью и жизнерадостностью, долгое время вообще считались утерянными.

Лишь работа музейных работников и реставраторов позволила не только вернуть из небытия отдельные произведения, но и собрать коллекции икон XII—XVIII вв., без которых сегодня нельзя писать историю украинского искусства.

Портретное занятие живописью малоизвестно украинцам, но особенно ценно для понимания украинской ренессансной культуры.

Значительное развитие оно получило именно на Волыни, которая во время Возрождения была центром украинской аристократии.

Кстати, это художественное направление, подвергшееся, как отмечает историк искусства Дмитрий Антонович, значительным нидерландским влияниям, помогает лучше понять историю украинских благородных родов.

Интересно, что собрания портретов именитых предков были не только в замках и дворцах магнатов, но и в небольших усадьбах мелкой шляхты.

Выгодное географическое положение, развитие торговли, ремесел, сельского хозяйства способствовали расцвету городов Волыни, где уже в XIII—XVI вв. возникли центры новой культуры.

А поскольку основными заказчиками художественных произведений выступали зажиточная шляхта, церковь и богатые мещане, их вкус в значительной мере, как рассказывает художник-реставратор, один из авторов альбома Николай Бендюк, обусловил специфику волынского искусства.

Но в то же время это искусство не было законсервированным или провинциальным, а часто, хотя, возможно, порой с опозданием, вбирало тогдашние европейские культурные традиции.

В волынских городах, в частности, по приглашению князей Острожских, работали заезжие европейские мастера. Образцом сплава местных и иностранных традиций являются два массивных бронзовых пятисвечника из Дубно, отлитые в 1575 г. гданьским мастером Лукой Фриделянтом на заказ Константина Острожского.

Авторы фотоальбома (а это также историк Виктор Луц и фотохудожник Александр Харват) не обошли вниманием искусство изготовления и отделки книг на Волыни, которое имеет давние традиции и без знания которого невозможно понимание культурной жизни региона.

Достаточно вспомнить знаменитое Пересопницкое евангелие. Драгоценные рукописные книги имели князья Острожские, среди которых — Туровское евангелие ХІ века, подаренное Преображенской церкви в Турове в 1508 г.

Вкладные записи удостоверяют, что ценные книги, подаренные Острожскими, сохранялись также в Дерманском, Дорогобужском монастырях, церквах Дубно. Самым значительным достижением на ниве книжного дела, безусловно, стала деятельность типографии в Остроге.

Традиция острожских печатников получила свое продолжение в деятельности украинских типографий XVII—XVIII вв., в частности, в Почаевской типографии.

Фактически искусство Великой Волыни — это целый пласт украинской культуры, который еще нуждается в надлежащем осмыслении, который заполняет созданные советской историографией лакуны и определенным образом переворачивает наши представления об истории.

Ведь эти художественные произведения создавались в типичном для средневековой или ренессансной Европы открытом и динамическом обществе, к которому мы стремимся вернуться сегодня.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать