Крыивка
Представьте себе пожилого священника, который идет вместе с сельскими жителями 8 километров по извивистым горным тропам, чтобы освятить крест на месте гибели двух повстанцев, а затем еще под гору, где в 1914 году погибли сечевые стрельцы. Он проводит три коротких службы и читает две проповеди, рассказывая истории об УПА, которые слышал в своей семье. Он отговаривает прихожан ехать на заработки в Москву, аргументируя это повествованием о коварных методах ФСБ.
А теперь представьте себе бывшего связного УПА, которому уже за восемьдесят, и который упорно преодолевает очень сложный путь, к вершине его уже несут на руках. Он плачет, рассказывая, как кто-то из родственников донес на повстанцев, как те прорвались из крыивки и погибли впоследствии. А двое друзей задержались. Один одевал тяжелораненого. Когда в крыивку ворвались энкаведисты, ребята подорвали себя гранатой. Через две недели их разрешили забрать в село и похоронить. Люди боялись, но несколько подростков упросили человека с подводой, собрали останки погибших в ящики и привезли на кладбище. Сами выкопали яму и похоронили.
Представьте себе, как взрослые из этого и соседних сел, дети, собаки идут по лесу вверх, по пути собирая грибы, потому что наши бойки никогда не упустят случая собрать грибы. Как они поют на горе гимн, а у костра – местную повстанческую песню о трех братьях, заканчивающуюся куплетом:
І ми боротися будемо
Проти проклятих москалів.
І вічну славу збережемо
Про тих героїв, трьох братів.
И в конце говорят с удовлетворением: «Теперь все. Можно идти домой». До следующей Покровы.
Это все, что нужно знать о праздновании Дня защитника. Это вам не корпоративчики, где поздравляют всех подряд, даже тех, кто откосил от мобилизации. И представьте себе – ни одного чиновника или партийца. Несколько волонтеров и АТОшников, настоящих, а не ряженых.
Село Залокоть на Львовщине.