Задайте себе вопрос: что о вас однажды скажет история?
Иосиф Слепой, первоиерарх Украинской Греко-Католической Церкви, верховный архиепископ Львовский и митрополит Галицкий, кардинал, выдающийся церковный и научный деятель

Об изначальном толчке

или Откуда возникло наше государство
9 февраля, 2019 - 14:50

Написать этот короткий материал меня побудило выступление в Фейсбуке известного блогера, исследователя и общественного активиста Владимира Ткачука. Само сообщение пана Владимира небольшое по объему, однако затрагивает достаточно существенные аспекты нашего нацио- и государственного созидания, истории и формирования украинской идентичности. Поэтому, прежде чем начинать подробный разговор о мыслях, обнародованных Владимиром Ткачуком в Фейсбуке, а такой разговор необходим и он состоится, приведем этот материал полностью.

«И у британцев, и в США есть определенные отсчеты, когда начинались их нации - это Магна Карта (она же - Великая Хартия Вольностей. - И.С.) 800 лет назад, а в США - договор на корабле «Мейфлауэр» 1620 г. нечто аналогичное можно найти у французов, испанцев и других. У нас, украинцев, такой точкой отсчета является «Русьская Правда» и в законченном виде Литовские Уставы, особенно Третий Литовский Статут 1588 г., и на основе тех документов - практики в различных государственных и общественных сферах. Это прекрасно понимают и в НАНУ, и в ведущих университетах. Нужна чья-то отмашка, чтобы эти официальные институты заработали в этом направлении. А отмашки нет".

Что тут можно сказать? Есть огромное поле для дискуссий. Отметим лишь некоторые моменты.

1. «Первотолчком» к образованию нации - правовой, политический, социальный – является вещь, для истории очень весомая. У каждого народа он особенный, однако имеет и ряд общих черт: это договор о базовых ценностях, объединяющих людей.

2. Весьма интересно упоминание о «Магна Карте» (составленной на 150-160 лет позже, чем наша «Русьская Правда»). Главный ее смысл - нельзя подвергать человека (реально речь шла прежде всего о дворянах) какому-либо наказанию, отбирать у него имущество, тем более казнить его без законного решения справедливого суда. Личная свобода монарха здесь не является основанием! Действительно, как раз именно здесь прослеживаются истоки формирования европейских «вольностей» - впрочем, до современного правового государства было еще ой как далеко. Характерно, что и наша «Русьская Правда» (50-60-е годы еще XI века..), и все три «Литовских статута» XVI в. строились на этом же фундаменте. Это достойно глубокого изучения.

3. Действительно увлекательной является история английского пилигримского судна «Мейфлауэр» («Цветок мая»), которое в 1620 году доставило в Америку первых англичан - искателей религиозной свободы - и Договора, заключенного на этом же корабле в том же году. Дело в том, что первые поселенцы с Британских островов, достигнув берегов Нового Света, столкнулись с тяжелым голодом, морозами, неприветливостью индейцев. Большинство прибывших паломников-протестантов умерло в том же году (а День Благодарения в США - это благодарность за спасительный урожай, который сохранил части этих людей жизни). К тому же, хотя переселенцы заранее имели письменный контракт, заключенный еще в Лондоне с Королевской Торговой компанией на освоение четко указанной территории побережья будущего штата Вирджиния, однако корабль пришвартовался на солидном расстоянии севернее обусловленного пункта, и начались споры в среде самих путешественников, не потеряло ли силу имеющееся предварительное соглашение? И если потеряло, то чем руководствоваться в дальнейшем? Пилигримы были полны решимости договориться между собой об основах внутреннего сосуществования, все-таки основать свою первую колонию в Америке и для этого обязывались в Договоре подчиняться тем законам, «которые можно считать подходящими и соответствующими общему благу колонии». И это был качественно новый документ. Причем было заявлено, что «свидетелем Договора является сам Бог»!

4. Когда пан Ткачук пишет, что все эти значимые исторические документы «являются определенным отсчетом, когда начиналась нация» (именно «нация») - то вряд ли это корректно. Ведь о какой нации (!) украинцев можем говорить в XI веке, в эпоху «Русьской Правды», о какой британской «нации» можно говорить в XIII столетии, а тем более - о какой «американской нации» в 1620-м? Скорее можно говорить об эпохальных событиях в формировании государственности.

 Да, был толчок (не точка отсчета), однако до формирования современных наций окончательно, как известно, закрепленных Великой Французской революцией 1789 г., оставались еще века и века. Другое дело, что, несомненно, нужно продолжать работать над системной концепцией зарождения и дальнейшего развития государственности (не смешивать с нацией). Эта концепция станет важнейшей составляющей формирования национальной идентичности (в правовом, политическом, духовно-культурном аспектах).

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments