Свобода, друг мой, священна, это одна из величайших ценностей, которую мы должны спасти любой ценой.
Эрнесто Сабато, аргентинский писатель, физик и художник

Речь Посполитая трех народов: две определяющих вехи

О годовщине польской Конституции 3 мая 1791 года и о 450-летии Люблинской унии
22 мая, 2019 - 19:10

Разговора об общей истории Украины и соседних с ней народов и государств имеют два аспекта — как спекулятивный, так и реальный, исторический. Несколько веков нахождения украинцев в общем государстве с поляками и литовцами (в эпоху Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой) — это огромный сегмент нашего прошлого, в значительной степени действительно общего. Примечательно, что в ХVII веке украинскими лидерами, в частности Иваном Виговским, было приложено немало усилий для реализации  концепта не просто «Речи Посполитой», а «Речи Посполитой трех народов» : поляков, украинцев и литовцев, на началах равноправия, свободы и взаимного уважения властных институтов, конфессий и конкретных граждан. Тогда, в 1658 году, этот  проект, как и предложения Станислава Ореховского, Мелетия Смотрицкого, а в ХVIII веке — Даниила Братковского, не осуществился. Исходя из тогдашних реалий, иначе, возможно, и быть не могло. Однако мы знаем: были люди, способные предсказывать будущее и видеть далеко наперед.

В середине этого года общественность Польши, Литвы, а также те в Украине, кто знает и ценит позитивное наследие Речи Посполитой трех народов (по принципу государственного строения: «Как равный с равными, как свободный со свободными) отмечает две знаменательные даты в непростой, драматичной истории наших стран. Во-первых, это годовщина принятия 3 мая 1791 года демократической Конституции Польши, действительно образцовой для тогдашней, еще во многом феодальной, Европы. И, во-вторых, это 450 лет со дня принятия Люблинской унии — знакового события общей истории Украины, Польши и Литвы.

Сначала кратко о Конституции 3 мая (украинцев данный документ касается непосредственно и потому, что  большинство жителей Правобережья — тогда составной Речи Посполитой — были нашими соотечественниками, и потому, что немало творцов и сторонников Конституции, таких, как Гуго Колонтай и Тадеуш Костюшко, были родом с Украины). Что данный Основной Закон значил для поляков? Он стал, на весь ХІХ век, флагом и символом борьбы народа за независимость, свободу и суверенитет; он гарантировал права национальных и религиозных меньшинств Польского государства (в то же время католическое вероисповедание определялось как господствующая религия Речи Посполитой); он ограничивал права короля и вводил принципы парламентаризма; он гарантировал неприкосновенность собственности, прежде всего шляхты, но не только ее; он провозглашал опеку государства над селянами, смягчая гнет крепостничества; он отменял право «свободного вето», когда один отдельный депутат мог парализовать  работу целого Сейма. И, наконец, эта Конституция, хотя она реально действовала лишь 19 месяцев, стала, наряду с Конституцией США 1787 года, Конституцией Франции 1791 года, Конституцией Филиппа Орлика еще 1710 года, исключительно важным документом мирового антифеодального движения, для Польши же — мощным фактором национального возрождения,  несмотря на разделение страны Россией, Пруссией и Австрией и несмотря на потерю независимости на 123 года.

Второе знаковое событие — это 450 лет заключения Люблинской унии, которое отмечается 1 июля этого года. Политический аспект этой акции — это создание  объединенного государства — Речи Посполитой, которая интегрировала в себя на то время фактически независимое Великое Княжество Литовское, в состав которого входила и значительная часть украинских земель. Это тоже — исключительно важное событие нашей общей истории, во многом определяющее для украинского прошлого. Ее невозможно, конечно, описывать только в черных или белых тонах. Заметим лишь, что данный акт был компромиссным по своему характеру. Во главе нового объединенного государства должен был стоять один монарх — король польский, одновременно он же — и Великий Князь Литовский. Вводился единый законодательный орган — общий Сейм.  Шляхта, и польская, и литовско-руськая, получала одинаковые политические права на территории Речи Посполитой. Что же касается инкорпорированных украинских земель, то на этих территориях руський (украинский) язык провозглашался языком публичного и государственного общения «на вечные времена», оставался действующим Литовский Устав, а православной шляхте гарантировалось равное с католиками право на получение почестей и должностей. Однако политическая субъектность Украины-Руси как равноправного партнера Короны Польской и Великого Княжества Литовского люблинскими постановлениями не предусматривалась. Это очень скоро принесло свои, весьма негативные последствия.

*  *  *

23 мая посол Республики Польша в Украине Бартош Цихоцкий и посол Литвы Марюс Януконис устраивают совместный прием по случаю  годовщин подписания Конституции Польши и принятия Люблинской унии 1569 года. Эти события — никоим образом не «артефакты» давнего прошлого, они актуальны, потому что снова доказывают, что только на принципах равенства, взаимного уважения и демократии возможно сотрудничество наших государств и народов. А еще важнее то, что и Украина, и Польша, и Литва должны вместе противостоять российской агрессии.

Газета: 
Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments