Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Джек Лондон мог бы копать янтарь

30 ноября, 15:27

Один французский издатель приехал в гости. Откатал уже достаточно, чтобы расшатать свои зубные пломбы о ямы наших дорог и иметь право сказать, что долго искал горячее сердце Восточной Европы и теперь готов его наконец найти.

И мы сидим в темном чреве подземного бара и пьем горячие, густые напитки, тянем прохладный янтарь из тяжелых бокалов, а его интересует только одно: "Маркиян, что в украинской литературе есть такого, кроме Зоны, что способно преодолеть земное притяжение и, расчертив огненным хвостом ночное небо, взлететь к звездам?"

А я спрашиваю: ты когда-нибудь держал в руках Солнце? Золотистое, мягкое, обнадеживающее, щурящееся, томное, килограммовое. И он так смотрит на меня пристально. И я говорю ему: тебе нужна книга о янтарномклондайке в густых волынских лесах. О подземных сокровищах, которые от рождения мира ждали своих искателей. Об экстракте счастья, закованном в камень, который, несмотря на опасность и страх, достают из глубочайшей недр испачканныеполищуки. И камень тот светится солнцем.

Он только кивает головой и слушает:да, говорю, яркая литература - это мясо жизни. Те страницы тетрадей, разграфленные косой линией, в которых клесовские третьеклашки выводят фломастерами сачки, копанки и ментовские бобики - отнюдь не детские воспоминания, которые морочат им головы на уроках пения. Те рисунки они потом режут на цветные аппликации, а дома - собирают каждый день свой личныйкаландосиз поддельных кубиков лего.

Вот такая тебе, говорю, нужна книга об Украине. Об импровизированных бассейнах копателей, устроенных в багажниках пикапов. Об армаде сирот болотистого, полесского моря. О причудливом тюнинге кочевого племени, который заехал в порубленный сосняк просто с MadMax: FuryRoad. Об УАЗах, поставленных на гусеницы, и москвичах на тракторных колесах, готовых к ралли Париж - Дакар. О грязи, которая, подсыхая, затвердевает так, словно она и есть окаменевшая смола. О безнадежно застрявших в грязи химерах автопрома трясин: брошенные копателями тракторы, квадроциклы и джипы погрязли в болоте настолько, что снизу их уже зажали в объятия немецкие "Тиґры". Объятия такие сильные, что одним краном их оттуда не вытащить.

Тебе нужна книга о логове конкистадоров, которые разложили своидобывательские принадлежности на широком поле. Разложили и растянули по тому полю тысячи шлангов от моторизованных помп. И шланги те сплелись в единое целое, словно ножки сколопендры, которая присосалась к земле в поисках камня огромного настолько, чтобы в нем поместиться. И снова застыть букашкой в янтаре –на миллионы лет.

И тысячи грязных, уставших людей каждое утро сгибают перед ней в молитве свои потные спины. И ничего их, кроме янтаря, не касается. И вместо того чтобы сказать "Аминь" - они синхронно поднимают над головами сачки, шесты и лопаты. И изо всех сил кричат в разреженный воздух сонного утра: "Камень! Камень! Камень!"

И крик щекочет раскаленное планетарное ядро, расшатывает плиты земной коры, он бьет с ноги в чахлые двери всех небесных канцелярий. И тебе, говорю, нужна книга о таких людях. Живых людях: грязных и горячих, с сердцами-насосами вместо обычных сердец.

А издатель щурится мечтательно и говорит только:

- Да, дядя. Это оно. Но где же он? Украинский Джек Лондон.

И действительно, где?

Маркиян Камыш, украинский писатель

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать