Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Гуцульская мода

19 января, 16:41

Национальная народная мода - это увлекательное путешествие в прошлое, возможность почувствовать важные элементы древней культуры, в прямом смысле, на себе. Карпатские тропы традиционно ведут в места, где спрятанные за высокими горами еще живут старые обычаи и знания, а вместе с ними - гуцулы, готовые все это рассказать.

В небольшом селе Ильци, рядом с Верховиной, замечательная женщина, собирательница карпатской старины и писательница Галина Яцентюк открыла настоящий живой музей-усадьбу «Вышиванка». В отличие от большинства музеев, где все нельзя (прикасаться-смотреть-нюхать-говорить), тут можно все, и даже сколько угодно фотографироваться в экспонатах во дворе. Я не буду об экспозиции, ведь лучше один раз увидеть... Я расскажу о том, что больше всего порадовало и заинтересовало.

С самого начала, Галина не просто рассказывает, а переодевает в традиционный гуцульский наряд, распевая коломыйки, объясняя историю вещи, ее роль и символизм. Она легко и уверенно заматывает перемитку, завязывает платок, и делает это не механически, а учитывая вкусы-цвета-формы участника действа. Так что в одетом виде вы не просто радуетесь опыту личного участия в исторической реконструкции, но и любуетесь-фотографируетесь-гордитесь своей гуцульскостью)

Традиционный гуцульский наряд и свадебная корона

Разумеется, история украинской народной моды требует не одного десятка книг - уже написанных и еще не написанных. Региональных, хронологических, обрядовых, тематических и т.д. собственных ютуб-каналов и модных магазинов, которые, слава Богу, появляются. Однако напишу здесь несколько фактов, которые запомнились.

• Когда гуцулка выходила замуж, обычно имела три сорочки - одну для работы, одну на ночь и одну на праздник.

• Юбка-запаска состоит из тканых прямоугольников, в Карпатах к обычным шерстяным ниткам еще добавляли проволоку – люрексную нить, что делало ее дорогой - хорошая юбка стоила как лошадь. Такие запаски назывались проволочными, и ни одна гуцулка бы на нее не села, чтобы не замять, ее поднимали и садились на рубашку.

• Замужние женщины носили намитку (перемитку) и платок. Из-под намитки волосы не должны выбиваться. Замотать ее - настоящее искусство. В намитке женщине чуть хуже было слышно и борода тесно обмотана, так что говорить трудно тоже. Современные мужчины, услышав такое, часто обещают вернуть намитку в моду, чтобы в шутку утихомирить своих эмансипированных жен.

Традиционные головные уборы замужних женщин

• Сегодня на большинстве свадеб восстановили традицию повязывания платка невесте, но мало кто знает, как это делать правильно, согласно обычаю. На Верховине об этом помнят. Свадьба обычно длится два дня. Итак, в первый день свекровь дарит невесте платок, складывает его вдвое, а затем еще раз закладывает свернутый край - длинная сторона символизирует свекровь, короткая - младшую невестку, а завернутая часть - согласие между ними. Платок заворачивают сзади, не завязывая узел - чтобы жизнь была легкой, без узлов, концы оставляют позади. На следующий день концы заворачивают вперед и тоже завязывают. Кисти не прячут, потому что они символизируют богатство и достаток.

Примечательно, что в этих же краях, совершенно рядом с музеем, в селе Верхний Ясенов жила выдающаяся гуцульская певица, которую можно считать своеобразной иконой народного стиля - Мария Кречунек, более известная как Чукутиха. Фотография с ее изображением - один из лучших образцов украинского фотоискусства начала прошлого века. Это целая история. В ее родном селе до сих пор можно услышать прибаутки - «что ты оделась как Чукутиха?» Потому что, согласно преданию (а фотография тому подтверждение), Мария Кречунек всегда заботилась о своей красоте, украшала волосы цветами и никогда не отзывалась на обращение «баба», только «молодичка».

Чукутиха - Мария Кречунек

Десятилетия совка и забвения несколько исказили наше представление о народной моде – пластиковый урашения и розовые туфли на каблуках, красные щеки и венки на старших женщинах - все это пройдет и забудется, потому что мы имеем тысячелетнее наследство народных цветов и правил их сочетания, потому что есть люди, которые помнят старые ткацкие техники и движения для заматывания намиток, но главное - есть ощущение, инстинкт, желание вернуться к истокам традиционных украинских прекрасностей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать