Первый попавшийся лжец и обманщик может развалить целое государство, тогда как упорядочения вещей даже в одном доме невозможно без благодати Божией.
Иван Мазепа, украинский военный, политический и государственный деятель, Гетман Войска Запорожского

Камни Святой Софии

На перекрестке цивилизаций
13 января, 2018 - 16:33

Культура, как устойчивая и воспроизводимая совокупность человеческих практик, отображающая систему ценностей, доминирующую в определенном социуме в определенное время, и определяющую тип социального поведения его членов, продуцирует в том числе артефакты, имеющие значение символов. «Памятник культуры», говорим мы в таких случаях со значительным выражением лица по пути из булочной в рюмочную.

«Время не пощадило памятник», говорим мы часто. Не задумываясь, что время измеряется не только в секундах, но в интенсивности изменения тех самых культурных практик, иначе говоря - в скорости прогресса. Так, прогресс коммуникаций более всего «не пощадил» памятники культуры, прочно встроив их в конвейер селфи для бесконечного и бессмысленного потока досужих туристов, превратив их в размытый фон для терабайтов пугающе безвкусных фото, которыми мы наводняем социальные сети.

Сделали селфи на фоне развалин «как их там, забыл», сбросили в сеть, поставили геотег, поехали дальше по экскурсионному маршруту. История у наших ног, «здесь был Вася» в эпоху электронных коммуникаций.

В такой поведенческой модели не только невозможно ответить на вопрос «что ты видишь», но сама постановка такого вопроса становится абсурдной и невозможной.

Впрочем, наша культура хороша своей парадоксальностью. Мы так давно живем, и накопили такое количество знаний, что иные культурные символы обрели мощь, превышающую возможность отдельного человека адекватно выразить свои эмоции и мысли при встрече с ними. И тогда человек, вполне далекий от «культуры селфи», также не сможет ответить на вопрос «что ты видишь». Но не потому, что вопрос невозможен, а потому, что любой ответ будет не полон, если не включает в себя опыт всего человечества.

Такова Святая София Константинопольская – храм, переживший четыре империи, переставший быть храмом, но оставшийся святыней, воротами между библейской Палестиной и христианским миром Европы, место, явившее миру правила церкви на Вселенских соборах, место романтизма и безумия Крестовых походов, центр византийского христианства, давшего начало крещению Восточной Европы, собор, вдохновивший киевских князей Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого на сооружение Святой Софии Киевской.

Представителю европейской цивилизации практически невозможно выразить словами то, о чем рассказывают камни Святой Софии Константинопольской. В том числе и потому, что христианское предание, подарившее нам этот храм, так же парадоксально, как и человеческая культура.

Посетить Святую Софию на Рождество – бесценно. Ибо тут и тогда происходит соединение важнейших человеческих символов, культурных практик, определяющих наше ценностное пространство.

Рождество – это праздник появления вечного света из глубины скалы, из темной пещеры, в которую идут поклониться премудрые волхвы и простые пастухи. Любая аналогия здесь уместна. Как свет рождества из палестинской пещеры принес в мир христианство, так свет благочестия из Святой Софии принес христианство в Восточную Европу. Как волхвы и пастухи разнесли весть о рождестве и породили рождественские мифы, так киевские паломники понесли на наши земли благую весть. Как пещера Рождества и ясли остались покинутыми после бегства в Египет, так и София оказалась в запустении.

Не потому, что вера иссякла, а потому, что дом Господень – весь мир, и поэтому мы воспроизводим Святую Софию в Киеве, и одеваем персонажей рождественских вертепов в вышиванки и ставим их на гироскутеры…

О символизме Святой Софии в контексте Рождества, европейской, христианской и нашей национальной культуры и истории можно, несомненно, говорить бесконечно. И никогда не исчерпать эту тему, как никогда не закончится наша история. А можно просто бродить среди древних стен, по каменным ступеням и дорожкам, которые только кажутся нашим прошлым. Но на самом деле, - будучи отражением системы ценностей, определяющей наше социальное поведение, - влияют на наше будущее.

Так что перед по-настоящему большими явления лучше молчать. По целому ряду причин. Как потому, что клерикализация – это последнее, что нужно сегодня нашему обществу, так и затем, чтобы не искать то, чего нет, чтобы не обратить веру в мертвящие ритуалы и не разрушить тем самым ценности, которые человеческая культура создала с ее помощью.

А главное – потому, что мы никогда не сможем во всей полноте передать радости от парадоксального различия простоты и ясности наших чувств от глубины и сложности наших мыслей при возвращении к себе. Я не просто «был здесь», я тут есть. Это мой мир.

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments