Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Не горюй!

Таков завет великого режиссера и сценариста Георгия Данелии
05 апреля, 12:51

Его фильмы вошли в саму плоть и кровь моего поколения. С самого детства: «Сережа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве»... О непростом входе в воды житейского моря. Да, это море, над ним светит солнышко - глазами матери и отца, родных и близких людей, и волны мягко и ласково катят тебе под ноги. Только ты подрастаешь и погода начинает меняться, и волны уже угрожают смести тебя с берега жизни... Но не горюй, держись берега и солнышко снова загорится: в глазах любимой, в глазах друзей, которые повзрослели... Об этом кино Данелии, по ощущениям детства и юности.

А на самом входе во взрослую жизнь нас ждал фильм «Не горюй». Рубеж веков, ХIХ и ХХ, Грузия. Молодой врач Бенжамен Глонти возвращается в родной город, однако же не спешит начать взрослую жизнь. Мужчины-грузины привыкли жить эдакой карнавальной жизнью, где так много игры (в чем-то подростковой) - не только в жизнь, но и в смерть: старый Леван (незабываемая роль Серго Закариадзе) вон что устраивает - имитационный похороны. Только взрослеть придется, женщины подгоняют мужчин к гнездам – пароваться пора, детей заводить, а там и в теплые края... Удивительная картина, с удивительной органикой всего, что попадает в кадр. Фильм, который можно пересматривать бесконечно - особенно тогда, когда ослабевает вера в себя и в возможность счастливых житейских перемен.

Жизнь твоя началась, 1970-ые консервативные и - новые фильмы Георгия Данелии, которые, по сути, являются трилогией «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон». Их герои - взрослые мужики, которым опять-таки сложно почему-то быть взрослыми. Ну сложно, и все. Хотя женщины вроде бы стимулируют к тому, однако какой-то ступор в них сидит, хоть плачь. В первых двух картинах финалы оптимистичны, а в «Марафоне» бесконечность жизни зацикливается на повторах, и нет тебе какого-то прогресса - нравственного прежде всего. 40 лет назад это воспринималось как итог 1970-х: мы попали в зону турбулентности и выйти из нее тяжеловато. Но выйдем обязательно, в человеческих душах столько света и взаимной нежности, это количество душевного тепла непременно перейдет в новое качество.

В чернобыльский 1986-й я был в Москве, заходил и на «Мосфильм». Данелия снимал свое «Кин-дза-дза», многие читали сценарий, фразы и ситуации из которого разлетелись по устам. При встрече уже приседали: Ку-у! - и чувствовали себя пацаками инопланетной цивилизации, такой похожей на СССР на склоне своей истории. Все проржавело, но залежи души оставались и при их нормальной эксплуатации все должно закончиться хорошо. И оно таки будет хорошо...

Вчера вечером я прекратил слушать и читать очередной обмен проклятиями между разными слоями украинства, сел и посмотрел еще раз «Осенний марафон». О человеческом несовершенстве, в котором столько очарования и теплоты. Георгий Данелия, как никто, наверное, умел аккумулировать ту теплоту, чтобы потом напоминать нам о непреходящем в людях.

Не горюйте, великий режиссер и его фильмы остаются с нами. Он и является настоящим гарантом того, что мы останемся людьми: настоящими, прекрасными, хотя и несовершенными.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать