Мне была суждена такая судьба, что ваши мертвые выбрали меня. Нельзя заниматься историей холокоста и не стать хотя бы наполовину евреем, как нельзя заниматься историей голодомора и не стать хотя бы наполовину украинцем.
Джеймс Мейс, американский историк, политолог, публицист, исследователь Голодомора в Украине, автор газеты "День"

Неожиданное ожидаемое

О высоком искусстве, кино, театре и обращении к зрителям
4 сентября, 2020 - 15:44

Пережить, чтобы свидетельствовать,

Чтобы не потерять почву под ногами,

Надо хвататься за облака

 

В третий раз в Киеве, в объятиях собора Святой Софии, начался фестиваль искусств Bouquet Kyiv Stage ("Букет"). В отличие от многих меценатских инициатив он уверенно стал традиционным столичным праздником искусства. Его музыкальные, театральные, литературные составляющие провозглашают: "Актуальное исчерпывается и погибает, универсальное - множится и процветает".

Среди примеров интересных мыслей, которые засеялись среди репродукций картин в третьем томе «Слова» художника, поэта, просто гения Александра Дубовика, именно эти слова, кажется, вдохновили хозяина фестиваля Евгения Уткина. В этом году аромат "Букета" сложился из современного, молодого, актуального искусства. Авторы произведений молодые художники не по паспортным данным, а по жажде поиска, полетным самоощущениям.

"Букет" из картин А.Дубовика вышел, как что-либо талантливое, за раму своего поля в бесконечность художественного дыхания.

"Букет" - это логическая форма, неотъемлемая от познания. Познание "коронавирусного" тоже. Люди в масках здоровались глазами, которые стали очень выразительными и красноречивыми. Старые знакомые, знакомые, но не представленные, незнакомые люди, праздновавшие возвращение к жизни.

Фестиваль "Букет" из шести дней, в каждом из которых было по пять букетов, не было какой-то программной целостности, но захватывал ароматом вкуса его хозяина. Прекрасные хор «Киев», концерт Натальи Половинки, опера-реквием "IYOV" NOVA OPERA и еще много признанного и известного. Интересными показались «Беседы под ясенем» с писателями, которые особенно видят нашу жизнь.

Книга стихов Марианны Кияновской «Бабий Яр. Голосами» стала драматургической основой для ряда драматических воспоминаний, по которым к различным местам действия перформанса Олега Липцина «Голоса» двигались зрители.

Эмоциональной кульминацией стала исповедь-монолог идиш-мамы в исполнении Екатерины Кистень. Актриса будто говорила о пережитом, от чего последующий проход зрителей через коридор из двух экранов, на которых демонстрировались кадры человеческой толпы, стал щемящим моментом участия в тишине шествия к смерти.

В свое время польский режиссер Й.Шайна в зал, где игрался спектакль "Реплика", сделал коридор-инсталляцию из личных вещей, одежды, гонимых в концлагерь евреев. И хотя видеоматериал хэппенинга, к сожалению, не был документом киевского шествия, акт присоединения произошел, особенно для меня. Мой отец в течение 2 лет был пленником Сырецкого концлагеря, до освобождения Киева. Я был режиссером эпизода одной из постановок к годовщине Бабьего Яра, в котором вестовыми были скрипачи разного возраста и передавали друг другу скорбную еврейскую мелодию.

В тот вечер в Софии Киевской так неожиданно, среди покоя, проявилась неумолимо острая ожидаемая боль памяти.

Совсем неожиданно в отличие от нескольких монументальных кинофестивалей, которые не состоялись, учитывая пандемию, состоялся ожидаемый уже 49 лет подряд кинофестиваль "Молодость". Его нынешний лозунг "Кино не без вопросов" подтвердил и фильм "Забытые" (режиссерша Дарья Онищенко), которым была начата программа просмотров. В номинациях «студенческий», «первый короткометражный» (игровой, анимационный, документальный) и «первый полнометражный игровой фильм» жюри определило 6 победителей, вручило 2 гран-при, 13 специальных дипломов и один Приз зрительских симпатий.

Красная дорожка на церемониях открытия и закрытия в этом году воспринималась как беговая. В основном в спортивно-вечерней одежде возле Арки дружбы народов на фоне замечательного днепровского пейзажа непоказательно обыденно шли кинематографисты, по большей части еще не узнаваемые. По крайней мере голливудскую звезду украинского происхождения Иванна Сахно, которого мы видели в фильмах «ТИХООКЕАНСКИЙ РУБЕЖ: ВОССТАНИЕ» (режиссер Стивен С. ДеНайт, 2018), в телесериале «Hulu HIGH FIDELITY» (2020) и др, стали активно фотографировать после представления в качестве члена жюри.

Мотор и сердце фестиваля все 49 лет его существования - Халпахчи Андрей Яковлевич - лишился наконец директорских обязанностей и стал его художественным руководителем.

И то, что нынешняя премия фестиваля "Молодость" «За вклад в мировое киноискусство «Золотой Скифский олень» была вручена столетнему французскому актеру театра и кино, режиссеру, продюсеру и писателю Роберу Оссейну, которого мы помним в роли графа Тулузского Жоффрея де Пейрака в фильме Бернара Бордери «Анжелика, маркиза ангелов», стало прекрасным жестом уважения юных к людям, которые достигли возраста бриллиантовой мудрости.

Честь закрытия фестиваля выпала документальному фильму "Земля голубая, будто апельсин" продюсера Анны Капустиной и режиссера Ирины Цилык, и вновь нахлынули неожиданные воспоминания.

В 2003 году я был режиссером торжественной церемонии фестиваля во Дворце «Украина». Две сценические дорожки двигались навстречу друг другу. На одной были цветы, на другой - эмблема фестиваля. В центре сцены они сливались в единую композицию. Фейерверк. На подъемной дорожке за ними стояли юноши из Киевского военного лицея им. И. Богуна в парадной форме с флагами стран-участников. Тогда надо было доказывать со всем возможным пафосом причастность Украины к мировому кинопроцессу.

Нынешняя "Молодость" по-деловому, неожиданно быстро придает украинскому кино ощущение полноценности и самобытности. Но ожидания украинских зрителей, тем более создателей этого жанра, должны быть и еще больше.

Театр и его поклонник в ожиданиях застыли. Но коронавирусный кризис понемногу тронулся.

Дорогой зритель!

Высокочтимая театральная общественность!

Вызовы, как никогда, актуализируют предназначение театра. Во время пика пандемии мы всячески пытались ослабить остроту драматичности ситуации.

Как все мы начинали новые формы трудовой активности, по-разному боролись с изолированностью переживаний. Сейчас театр воодушевлен решением стратегического запроса на укрепление жизненной силы каждого, силы жизни всего человечества.

Осторожно мы начинаем показ спектаклей.

Рады, что среди наших первых гостей - врачи-медики, такие тонкие в ощущении родства с врачами-художниками.

Мы начинаем театральный сезон благодарственными представлениями для зрителей, которые не вернули приобретенные билеты, а дождались тепла свидания.

Конечно, между нами будет необходима дистанция - физическая. Близость духовная наградит радостью сотворчества, взаимопонимания, сопереживания.

Вы будете в масках. Конечно, не будете разговаривать, будете смотреть на сцену, что полностью обезопасит от передачи вируса. Но это не будет ограничением вашей воли. Полет фантазии, глубина осознаний, высота чувств наградят нас свободой личности.

Однако мы будем заряжаться друг от друга оптимизмом, юмором, мудростью, будем инфицироваться верой в жизнь и радостью нашего прихода в нее.

Нам очень трудно обеспечить работу театров в полном объеме. При карантинных ограничениях показ спектаклей трагически убыточный.

Сколько можем - будем держаться на энтузиазме и не будем терять надежду на помощь знающих.

Открытие театров по всему миру становится торжественным свидетельством восстановления полноценности жизни!

Таким образом, давайте праздновать каждое мгновение жизни!

А лучшие - с театром!

 

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ