Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Переплыть океан на собаке

04 сентября, 15:03

В мире анимации, как и в кинематографе вообще, есть разделение (временами условное, но все-таки ощутимое) на «коммерческий» и «авторский» подходы. В обоих есть свои достижения и свои великие имена. «Трио из Бельвилля» Сильвена Шомэ с легкостью преодолевает все оппозиции.

Базовый прием – карикатурная гиперболизация (но не карикатура как таковая). У каждой и каждого — свой изъян, характерная, смешная черта, которая в любом другом фильме была бы для ее носителя неподъемным бременем, а здесь вносит необходимые краски в образ. Разнообразнейшее, ярко пластическое взаимодействие этих героев и героинь позволяет Шомэ обходиться без слов; диалогов нет. Нужное звуковое настроение создает музыка, ее много, довольно неожиданной, неизменно уместной. Саунд-трек «Бельвилля» уже давно живет как отдельный альбом. А все остальное, повторюсь, проговаривается визуально.

Достаточно одной гримасы, двух-трех движений, чтобы стало ясно, что происходит. И все настолько колоритно и выпукло, что запоминаешь даже эпизодических персонажей, не говоря уже про основных. Хромая, но волевая бабуся — мадам Суза. Усыновленный ею Чемпион — сначала живой круглолицый мальчуган, потом длинноносый флегматик-велосипедист. Пес Брюно — чуть ли не главная прелесть картины — невероятно толстое, стойкое и трогательное существо, которое кажется смешнее и живее настоящих собак. Трио лихих мюзик-холльных певиц, которым что музицировать, что гранаты кидать — один черт. Красноносый карлик-главарь французской мафии. Его шкафоподобные подчиненные. Дородная продавщица в фаст-фуде в бабочкой на носу. Скаут, похожий на пузырь. И еще, и еще, и еще.

Мир «Трио из Бельвилля» — сплошной гротеск, иногда на грани абсурда. Собственно, уже пролог - развлекательное шоу, которое смотрят по телевизору Суза и Чемпион, - похож скорее на сюрреалистический гиньоль, где инструменты норовят заиграть самостоятельно, туфли съедают танцора, а потом сцену и вовсе громит какое-то чудовищное пляшущее тело. Анимация Шомэ — фейерверк преувеличений. Чего стоит один только пес, который то служит покрышкой для грузовика, то переплывает штормящий океан в качестве приводной силы к бабушкиному плотику.

         Кроме всего прочего, это еще и работа сосредоточенного интеллектуала и киномана. По всей картине рассыпаны разного рода цитаты и упоминания, что должно тешить взор других синефилов, меломанов, чудаков: то фрагмент из ленты знаменитого французского режиссера-эксцентрика Жака Тати (фильм Шомэ «Иллюзионист» (2010) снят по незавершённому сценарию Тати), то плакат к анимации американского классика Винзора МакКея, то вдруг проходит целая череда легендарных персон в шаржированных обличьях: джаз-гитарист Джанго Рейнхардт, чернокожая танцовщица, секс-бомба 1920-х Жозефина Бейкер, великий пианист Гленн Гульд, что наигрывает Баха и в своей привычной манере мычит под нос. Случаются и вовсе сражают странные вещи — к примеру, внизу экрана бабушкиного телевизора ненавязчиво вписана одна из формул Эйнштейна. Все эти утонченные подробности составляют особое авторское пространство, в котором развивается история о великом походе бабушки Сузы и Брюно в далекий Бельвилль (выглядящий как едкая пародия на Нью-Йорк), чтобы освободить плененного мафией Чемпиона.

         Добро побеждает с салютом и аплодисментами.

Да и как могло быть иначе.

***

Трио из Бельвиля / Les Triplettes de Belleville (2003, Франция-Бельгия-Канада-Великобритания-Латвия-США, 80`), режиссура, сценарий: Сильвен Шомэ, производство: Django Films, Ciné B, France 3 Cinéma, Canal+, CinéCinéma, France 3 (FR 3), France Télévision, Pathe Pictures.

 

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать