Позориться или работать?
Кризис вокруг Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» продолжаетсяАрт-директор Центра Илья Хржановский и группа российских олигархов, стоящая за ним, не уступают. С нашей стороны появилось письмо протеста с требованием отставки скандального режиссера, подписанное ведущими украинскими деятелями культуры. Как бы это банально ни звучало, Украина — не Россия; у нас с общественным мнением принято считаться. Поэтому становится актуальным вопрос: что после Хржановского?
Не надо себя обманывать: предыдущая команда, ушедшая в отставку осенью-зимой — такие же креатуры кремлевских богачей, как и оскандалившийся «Хрж». Что, в частности, проявлялось в концепции мемориала, основанной на трактовке Бабьего Яра как символа истребления евреев Советского Союза. А также в пассажах о коллаборации украинцев с нацистами. И в намерении строить прямо на месте упокоения, что категорически запрещено иудейскими религиозными предписаниями. Эскизы каких-то мегаломанских катакомб, предусматривающие фактически погружение посетителей среди останков — чем это отличается от «иммерсивного» аттракциона Хржановского?
Пока Центр остается частной российской антрепризой с решающим правом голоса у любимца Кремля, миллиардера Михаила Фридмана, ничего хорошего там ждать не приходится.
Яркий пример в этом смысле — история, случившаяся в январе на Всемирном форуме памяти жертв Холокоста, который проходил в Израиле, в музее Яд Вашем. О ней много писали, но нелишне напомнить. Форум возглавлял президент Европейского еврейского конгресса, миллиардер Моше (Вячеслав) Кантор, также близкий к Путину. В Яд Вашем собрались более 40 глав государств и правительств, однако наибольшее внимание организаторы уделили именно президенту России. А в видео, показанном на форуме, не упоминался раздел Польши между СССР и Германией в 1939 году, были неверно указаны границы Польши и ее соседей, не содержалось никаких упоминаний об Украине, а СССР подавался как единственная страна-победительница нацистской Германии.
Конечно, пресса возмутилась, конечно, дирекция Яд Вашем потом извинялась. Но цель была достигнута. Важный форум превратился в бенефис Путина и путинского вранья.
А мемориал и музей — это не какой-то конгресс. Это навсегда.
Поэтому надо начинать сначала. Откатить ситуацию к нулю. Решить вопрос с принадлежностью земельных участков под Мемориал. И не перекладывать ответственность на других.
Иначе получим в Киеве еще один образец советской монументальной пропаганды.
В следующую среду читайте в нашей газете развернутые комментарии экспертов музейного дела и политики памяти о ситуации вокруг Бабьего Яра.