Прерванная миссия
Виктор Петрович Олендер (20.08. 1941 - 8.11. 2020) решил попрощаться с нами сегодня, как только начался 8-ноябрьский отсчетВсе родные, все друзья знали о его тяжелой болезни, однако известие о смерти прогремело как гром среди мрачной осени. Последней осени патриарха нашего кино, его верного Рыцаря.
Еще в прошлую среду я слышал в телефонной трубке его голос - в привычной для него манере ВИКТОР давал наставления, как и что делать в связи с грядущим юбилеем киностудии «Киевнаучфильм». Он был самым большим и самым искренним патриотом легендарной киностудии, которая на протяжении 1960-80-х была, по сути, без преувеличений, лидером не только всесоюзного, но и мирового научного кино.
Вообще, последние четверть века Олендер выполнял миссию не просто режиссера, но и историка нашего кино. Блестящий телесериал «Феликс Соболев. Прерванная миссия» (о своем учителе, о блестящей эпохе кино), кинодилогии «Пассажиры из прошлого века» и «На незнакомом вокзале» (режиссер и оператор Израиль Гольдштейн размышляет о загадках киноистории и истории людей в целом; этакий Моисей ХХ века о ходе бегства из известного прошлого в непрогнозированное и трагическое будущее)...
А потом ВИКТОР сделал 8-серийный (!) фильм «Константин Степанков. Воспоминания после жизни», где знаменитый актер рассказывает и о себе, и о жизни в кино, и просто о смысле самого бытия. Рассказывает, к сожалению, за кадром и голосом другого актера, Александра Игнатуши, потому что Константин Петрович умер в самом начале работы над картиной. На месте режиссера другой в такой ситуации не стал бы снимать фильм, но это же было место ВИКТОРА ОЛЕНДЕРА.
Это большая работа и открытие действительно большого кино, о масштабе которого, художественном и мировоззренческом, немало украинцев даже не подозревают. Картина получила Государственную премию имени Александра Довженко, однако осталась незавершенной. Уже умирая, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (об этом рассказала мне Елизавета Плесконос) просил, чтобы фильм доработали... Это надо сделать, и это может быть лентой и о самом кинорежиссере, теперь уже покойном.
Союз кинематографистов Украины так же потерял в лице Виктора Петровича преданного, самого горячего союзника. Он был сверхактивным, он зажигался как спичка и шел в бой, как только видел где-то и в чем-то опасность Союзу и Дому кино.
Сколько мы с ним спорили, ссорились, разбегались даже. Во время моей второй каденции союзного главы не было у меня большего и принципиальнейшего критика, чем ВИКТОР. Ну и что, все равно мы оставались друзьями. Это важная черта - спорить с аргументами человека, отрицать их, но не самого человека.
Такова была философия «Киевнаучфильма» и затем самого ВИКТОРА ОЛЕНДЕРА: вера в человека и собственно человеческие ценности, уважение к человеку. Он не принимал грубости нынешнего времени и инструментария джунглей, где на тебя прыгают с пальмы с дикарскими криками. Тех прыжков и того одичания он не захотел больше ни видеть, ни слышать.
Прощай, дорогой друг! Устраивайся в лучшем из миров, посмотри, как там и что там. А потом, может, и обзовись. Миссия твоя оборвалась, но она продолжается...