Ульяненко: вписать в бессмертие
В Издательском доме Дмитрия Бураго вышла первая часть монографии Феликса Штейнбука «Під «Знаком Саваофа», или «Там, де... «Ульяненко».
Феликс Штейнбук (интервью с ним — «Ощущение свободы — это абсолютно материальная вещь» — см. в «Дне» от 17.07.20) родился 22 октября 1960 г. во Владимире—Волынском. В 1986 году окончил с отличием Луцкий государственный педагогический институт имени Леси Украинки. В течение 1986—1989 гг. работал учителем русского языка и литературы Владимир—Волынской общеобразовательной школы № 2. С 2000-го — на должности старшего преподавателя в Крымском государственном гуманитарном институте (Ялта). Впоследствии в том же вузе возглавил Институт филологии, истории и искусств. Дважды награжден знаком «Отличник образования Украины».
После аннексии Крыма Российской Федерацией выехал из оккупированного полуострова и по результатам конкурса был назначен на должность профессора кафедры теории и истории мировой литературы КНЛУ. Сейчас — профессор кафедры русистики и восточноевропейских исследований Университета Коменского в Братиславе. Является автором более ста сорока научных и научно-методических работ.
Предмет профессиональной заинтересованности Феликса Маратовича в последние годы — это творчество одного из самых ярких и противоречивых украинских писателей Олеся Ульяненко. За посвященный малой прозе Ульяненко сборник критических эссе-миниатюр «Инкубація «Яєць динозавра» пан Феликс получил литературную премию имени Олеся Билецкого и Премию Полтавского областного совета имени Панаса Мирного. Впрочем, монография — это переход на принципиально иной уровень.
Пожалуй, еще никто так основательно не исследовал тексты первого бунтаря украинской прозы эпохи Независимости. В почти 400-стриничном томе подробно проанализированы основные мотивы, жанровые различия, герои и героини произведений Ульяненко, так же, как социально-политический фон, на котором создавались эти тексты. Разработаны сотни источников (в том числе — статьи авторов «Дня»). Проведена дискуссия с исследователями, которые до сих пор неправильно толкуют наследие писателя.
Содержание книги построено в несколько апокалиптическом ключе, с цитатами из Откровения Иоанна: «На початку була» «Сталінка»», «А «Тоді побачив я» «Вогнене око»», «І небо сховалось» «Під знаком Саваофа»», «І співали» «Перли і свині»». Вряд ли пан Феликс имел в виду то, что его слово об Ульяне, как того называли друзья, станет последним. Но, безусловно, все последующие исследователи будут учитывать эту книгу, которая стала еще одним шагом ко введению Ульяненко в пантеон наших литературных богов.