Возраст восстания
Рано еще делать какие-то выводы и прогнозы, но все больше и больше похоже на то, что Лукашенко обречен. После двухсоттысячного марша в воскресенье; после того, как прямо ему в лицо рабочие на заводе кричали «Уходи!», демонстрации прошли даже в деревнях, забастовали более 40 крупнейших предприятий страны, а государственные телеканалы начали показывать протесты — непонятно, что его может спасти.
Сейчас будто бы пат, равенство сил, верхи недостаточно слабы, низы недостаточно сильны, каждая из сторон не решается на кардинальный шаг, но мы с вами прекрасно знаем, насколько обманчивы подобные ситуации.
Впрочем, пока преобладает неопределенность, можно поговорить о более точных вещах. О цифрах.
Зин аль-Абидин бен Али пришел к власти в Тунисе в 1987 в результате переворота. Правил железной рукой под разговоры о стабилизации экономики. Переписал Конституцию, сняв ограничения на количество президентских сроков. В 2011 смещен Жасминовой революцией, бежал из страны.
Хосни Мубарак руководил Арабской республикой Египет с 1981, заняв пост после убийства мятежниками предыдущего президента Анвара Садата. Переизбирался на главный пост большинством голосов на референдумах в 1987, 1993 и 1999, правда, голосование проходило только по одной кандидатуре, которую выдвигало Народное собрание. Проводил авторитарную политику под предлогом противодействия исламизму и коррупции. Свергнут в 2011.
Хаджи Мохамед Сухарто возглавил Индонезию в 1968. Провозгласив борьбу с коммунизмом, истребил до миллиона человек. Переизбирался 6 раз. Ушел после беспорядков, спровоцированных экономическим кризисом.
Итак, 24, 30 и 32 года у власти. Лукашенко царствует 26 лет. Евромайдан состоялся через 23 года после формального объявления Независимости. Везде одна и та же закономерность: четверть века плюс-минус несколько лет. Почему так?
Молодежь — движитель протестов. Не любая, а определенного возраста. Человек рождается при тирании или при устойчивом, но изобилующем изъянами порядке вещей, растет, учится. Наконец становится более или менее самостоятельным, обзаводится опытом, знаниями и оглядывается вокруг. То, что он видит, ему не нравится. Безальтернативную заботу вождя нации он явно не жалует. Дальше — дело только в критической массе недовольных. Молодая энергия в сочетании со взрослыми мозгами — серьезная комбинация.
Это, между прочим, ответ на вопрос «когда в России начнется?» Как раз тогда, когда Путин изберется после своего «обнуления». Не так давно СМИ стали отмечать интересную тенденцию: на протестах в РФ появились 17—20-летние, которые иного правления, кроме путинского, не видели. Их пока мало, они пока уязвимы. Но они растут — и в количестве, и в жесткости. Время работает на них.
И еще. На той неудачной встрече с рабочими Лукашенко ляпнул: «Если хотите повторных выборов — вам придется меня убить». Зря он это: народ может и прислушаться.