Выжить в одиночку не удастся
Филипп Ильенко призвал формировать движение кинематографистов для противодействия власти, которая работает - и это все очевиднее - на разрушение киноиндустрии в Украине..."Реальным шагом сегодня может стать формирование широкого движения кинематографистов с целью осуществления публичного контроля за деятельностью власти, реального влияния, а не сервильной его имитации, на формирование нового состава Совета, а также создание стратегии развития киноиндустрии в интересах государства и отрасли, а не отдельных групп и лиц. Однако способны ли мы сейчас к этому, или нам нужно дождаться полного уничтожения результатов нашей многолетней совместной работы?"
Филипп Ильенко. Фейсбук
Сегодняшнее решение Совета относительно государственной поддержки кинематографии по утверждению победителей 14-го конкурсного отбора кинопроектов является результатом целой цепи событий, происходящих в киноотрасли в последнее время. Коротко напомню их хронологию.
Уже больше года продолжается саботаж назначения последнего члена Совета (по квоте профессионального юриста), без чего Совет до сих пор является недоукомплектованным.
В октябре прошлого года, под давлением нового руководства профильного министерства и парламентского комитета, Совет отменил и пересмотрел результаты 11-го конкурсного отбора кинопроектов, чем был создан опасный прецедент и подорвано доверие к Украине на рынке копродукций фильмов.
Проведение конкурса на должность главы Госкино оказалось непрозрачным и скандальным.
Под видом борьбы с коронавирусом было сокращено финансирование отрасли.
Периодически происходят публичные попытки дискредитации украинского кинематографического наследия последних лет, в том числе со стороны руководства профильного министерства.
В течение кризисной первой половины 2020 года отрасль была лишена финансирования Госкино.
14-й конкурсный отбор состоялся (вопреки логике нормативных актов и предварительной практики) по всем направлениям (кроме дебютов) одновременно. На конкурс поступило 447 проектов, а сами питчинги продолжались две недели. Это физически исключает возможность полноценно ознакомиться со всеми проектами, как для тех, кто принимает решения, так и для тех, кто наблюдает за конкурсом.
Летом этого года состоялась попытка ввести новые правила проведения конкурсного отбора, которые не только противоречат действующему законодательству и международной практике, но и направлены на фактическое построение так называемой "мейджорской системы" по российскому образцу.
Происходит постоянное давление на членов экспертных комиссии и членов Совета в виде выхода во время питчингов телесюжетов на ведущих телеканалах, в которых почти не скрывается попытка продвинуть проекты одних компаний и скомпрометировать другие, а также "воспитательных" встреч руководства профильного министерства с членами Совета и т.п.
Были инспирированы безосновательные уголовные производства, манипулятивная информация о которых, вместе с де-факто "черными списками" лидеров рынка, была опубликована прямо в течение проведения конкурса на сайте Госкино. И как "вишенка на торте" на прошлой неделе на допрос в полицию был вызван бывший исполняющий обязанности председателя Госкино. Напомню, что результаты 11-го конкурса были отменены почти сразу после его показательного увольнения правительством. Бывают же такие совпадения.
Большинство этих событий происходили при отсутствии серьезных попыток противодействия со стороны киноотрасли, а некоторые даже не получили публичную огласку. И хотя некоторые из них все же вызвали реакцию в виде протестных пикетов, зум-митингов или фейсбук-сообщений, однако общая разобщенность представителей отрасли на тусовки, группы, семьи, кланы, поколения, союзы и ассоциации (только последних насчитывается почти дюжина) позволила власти в значительной мере полностью проигнорировать их.
Старый принцип "разделяй и властвуй" не теряет своей актуальности. Тем более, что дальше нас ждут неутешительные времена - состояние экономики свидетельствует, что денег на кино будет становиться все меньше, а действия власти - что борьба за них будет носить все более жесткий характер.
И на этом фоне уже через несколько месяцев должен начаться процесс формирования нового состава Совета по государственной поддержке кинематографии. И если в нашей киноиндустрии и дальше все будут бороться против всех и думать при этом, что им удастся выжить в одиночку, то новый состав Совета вполне может оказаться таким, что на этом история прозрачного распределения средств государственной поддержки киноиндустрии закончится.
Реальным шагом сегодня может стать формирование широкого движения кинематографистов с целью осуществления публичного контроля за деятельностью власти, реального влияния, а не сервильной его имитации, на формирование нового состава Совета, а также создание стратегии развития киноиндустрии в интересах государства и отрасли, а не отдельных групп и лиц.
Однако способны ли мы сейчас к этому, или нам надо дождаться полного уничтожения результатов нашей многолетней совместной работы?