Ни одно государство не сможет сделать Украину украинской. Только самоорганизованные украинцы вне государственных структур смогут это сделать. И я уверен, что это произойдет!
Джеймс Мейс, американский историк, исследователь Голодомора в Украине, журналист, редактор англоязычного издания газеты "День"

Знаменитая и несчастливая

(15 июля - 80 лет со дня смерти Оксаны Петрусенко)
15 июля, 2020 - 12:26

Нередко вслушиваюсь в ее харизматичный голос:

«Говорила мені мати, ще й приказувала,

щоб я хлопців у садочок не принаджувала».

Эти строки, которые часто пела, были не только песней, а каким-то незримым метафизическим предостережением Ксении Бородавкиной (ранее ее предки были Бородавками), что после первого профессионального прослушивания стала Оксаной Петрусенко. Псевдоним заменил, собственно, не слишком сценические имя и фамилию.

Этот голос имел удивительное влияние на многих слушателей: он умел будить усыпленные надежды на собственное счастье. Вместе с тем он мог, даже у черствых натур, пробудить минутные ощущения близкого присутствия человеческой боли, мог воскресить эмпатию, казалось бы, из сановного душевного пепла. Голос Оксаны, как игра Орфея, часто потрясал человеческие сердца. Но властительница эмоций гигантских залов в одиночестве часто плакала...

Давайте не будем забывать, что властителям миллионов сердец по-своему трудно быть по-человечески счастливыми. А особенно в бессердечном тоталитарном государстве, где блестящие кинокарьеры артистов могли легко лопаться, как мыльный пузырь, в течение одного дня из-за капризов или злопамятства власть имущих.

Ксения Бородавкина родилась в 1900 году в бедной семье. Узнала нищету в детстве и ранней юности...

Попадает в Херсонский театр. Его музыкальный руководитель, Петр Бойченко, старше ее на 20 лет и влюбленный, начинает огранивать этот самородок. (Он же сразу придумал ее сценический псевдоним). Она потом уходила от него. Он просил вернуться... Возвращалась, пока не покинула его навсегда. Кто из смертных может точно взвесить на весах взаимную вину в парах? С другой стороны, кто может опровергнуть великий биологический закон, который не щадит ни крестьянина, ни миллиардера?

Затем провинциальные российские театры... Тяжелые любовные истории. Несколько разных мужчин, которые приходят и исчезают в вечном кратере пережигания любви в пепел.

Сын без отца. Оксана Петрусенко отдает себя сцене и любви до конца. Не жалеет. Сжигает... Тяжелое тоталитарное время, когда известные певцы и артисты, получив какую-то популярность, становились в значительной мере крепостными для самой партийной номенклатуры... Оксана Петрусенко с 1934 года - солистка Киевского оперного театра. Сразу начинает с первых ролей. Не будем даже много говорить об интригах, черной зависти, перешептываниях (Оксана не получила официального музыкального образования- в целом она имела, по большому счету, только свой божественный голос).

Начинается настоящая слава, которая всегда является испытанием для человека. Москва с декадой украинской культуры. Ее голос был воспринят довольно благосклонно... Посыпались блестки званий и наград. Она, конечно, не была рыцарем тоталитарного сопротивления, только обладательницей голоса, который очаровывал, добавляя слушателям надежд на собственное счастье.

Оксана Петрусенко, как и миллионы советских людей, верила в светлое будущее коммунистического царства, которое вот-вот удивительным образом объявится.

Она увлеченно, со взрывом спонтанной радости пишет о своей славе, зрителях и их любви. Появляется актер Семенюта, один из ее бывших мужей. Он вроде бы претендует на сына, а на самом деле - на передел славы с Оксаны Петрусенко.

В 1939-м году она, в отчаянном порыве к личному счастью, влюбляется в редактора газеты «Коммунист» Андрея Чеканюка, который уже тогда (и всю жизнь) принадлежал к высшей партийной номенклатуре советской Украины. Рождается второй сын. Чеканюк, узнав о беременности Оксаны, навсегда прерывает отношения, отрекаясь от Оксаны, сына и какой-либо поддержки для них.

Через несколько дней после рождения второго мальчика Оксана умирает. Это был шок для всех ее поклонников и друзей. Официальная причина смерти - оторвавшийся тромб. Многие люди говорили об отравлении, выдвигая различные версии, в том числе отравлении по приказу жены маршала Тимошенко.

Похороны были такими многолюдными, что посмертная слава несчастной певицы была разумеющейся. Однако большое и страшное забвение сейчас подтачивает память о ней, ее жизни и ее голосе. Было бы замечательно, если бы кто-то из наших писателей написал талантливый роман о ее жизни и ее судьбе. .

Похоронена на Байковом кладбище. Старший сын умер в 1944-м году. Младший прожил трудную, возможно, и мученическую жизнь. Похоронен возле матери.

Несмотря на все жизненные противоречия, Оксана Петрусенко горела, но все же, думаю, не раз была счастлива. Ведь что такое наше счастье, если не короткие мгновения, которые мы впоследствии помним всю жизнь?..

«Віють вітри, віють буйні, аж дерева гнуться

// ох, як болить моє серце, а сльози не ллються»...

 

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ