Внутри истории
В Киеве весна, очень теплая. Вроде бы начало марта, а греет так, что все уже сняли зимнюю одежду. Идешь по улице и почему-то встречаешь множество детей. Не то, чтобы в городе их стало вдруг больше, просто все время теперь обращаешь на детей внимание. Да и вообще сейчас хочется смотреть на то, как люди стараются наслаждаться разными мелочами. Кто-то покупает пирожки, кто-то сахарную вату для дочери, кто-то моет машину, кто-то просто гуляет и слушает музыку. Почти у каждой машины под лобовым стеклом украинский флаг, очень много автомобилистов прикрепили украинские флаги на дверцы и крыши своего транспорта. Прохожих с желто-синими ленточками тоже много, очень много, гораздо больше, чем во времена Майдана. Ленточки теперь повязывают на рукава и милиционеры, чтобы показать свою приверженность состоявшейся революции. Когда идешь по улице и наталкиваешься на разговаривающих людей, в девяти случаях из десяти речь будет идти о России, Крыме и военных слухах. В разговорах царит растерянность и недоумение. Люди обсуждают, зачем это русским, почему им понадобилось лезть в другую страну, зачем им нужен Крым, да еще таким образом. А самое главное: «Почему они с нами вообще так поступили?». Сегодня в метро наткнулся на человека, который удивленно вопрошал другого: «Что им надо? У них все есть. Земля есть. Газ есть. Чего они от нас хотят»?
Люди растерянны. Но все готовы. Повестки из военкоматов исправно рассылаются и у меня немало знакомых, которых их получили. Не знаю, сколько миллионов мужчин встанет под ружье, если что, но думаю не один, и не два. Все очень хорошо понимают, что пойдут защищать не Турчинова с Яценюком, не бандеровцев, а право быть самими собой. И тут уже все вопросы и недоумение будут отброшены.
Украинцы сейчас слышат, что семьдесят процентов россиян за войну! Они видят митинги в российских городах, а некоторые включают российские телеканалы и просто звереют. Несмотря на связанность украинского и российского народа, тут совершенно не могут понять, что семьдесят процентов – это не точка зрения, а истерическая бравада и желание совершить перед всем миром чего-нибудь эдакое. В Киеве удивляются, обсуждают, какие ужасные последствия ждут Россию, как обвалится экономика, как страна превратится в изгоя. И почему-то никто не вспоминает давний анекдот о русском характере. В нем американец и русский заходят в гардероб. Каждому гардеробщик подает пальто. Американец дает гардеробщику за услугу крупную купюру и говорит: «Сдачи не надо». Русский, увидев это и не зная, как поступить еще эффектнее, говорит гардеробщику: «Пальто не надо». Россия сейчас проделывает примерно это. Она готова все на себе порвать, лишь бы показать миру свою состоятельность и значительность. Россия – это страна идей, они важнее материальных ценностей и благ. Сейчас у нее осталась одна идея, последняя. Уже потом в России будут говорить, что ничего не знали, будут, как нашаливший хулиган, примирительно говорить: «Да не обижайтесь», искренне не понимая, насколько всерьез все восприняли происходящее и сколько боли и страха принесли эти дни здесь в Украине. Но это будет потом.
А сейчас действительно есть страх. Он пронизывает многих, он лезет из лент новостей, из информационных сайтов, из сообщений и телефонных звонков. Все разговоры превращаются в убеждения, объяснения и утешения. Что тут сказать. Все просто. Мы отвыкли за последние десятилетия жить внутри истории, отвыкли от того, что происходящее в политической жизни может касаться каждого из нас. Мы отвыкли от ответственности, от тяжелых вопросов, от всего. Мир последних десятилетий казался комфортным и бессмысленным. Сейчас все изменилось. Мне кажется, что мы наблюдаем глобальные исторические события и нужно набраться терпения, потому что у этих событий есть своя логика. А логика всегда такова, что хорошее побеждает. В истории было много ужасного, но носители зла всегда проигрывали. Проиграют и теперь, потому что иначе быть не может.
В той панике, которая царит, есть дикий недостаток веры в хорошее, есть страх, который заставляет поступать глупо. Но надо ли бояться? В Евангелии неоднократно повторяется известный эпизод, когда Христос был с апостолами в море и началась буря. Христос спал, а апостолы, испугавшись шторма, разбудили его. Он сказал: «Вы так боязливы, маловерные?». А потом прекратил шторм.
И вот, находясь в Киеве сейчас, чувствуешь, что в войну, на самом деле, не верят. Да, есть напряжение, переживание, но никто не может представить, что такое возможно. Хотят нормальной человеческой жизни, надеются на нее. И сейчас очень хорошо понимаешь, что значат слова о том, что каждому будет по вере его.
Владимир ГРОМОВ, Киев