Взгляд изнутри своего национального «Я» - это единственный путь, по которому можно выскочить из провинциальности.
Юрий Липа, общественный деятель, писатель, поэт, публицист, автор украинской геополитической концепции

Акцент на малых

2 апреля, 2021 - 10:05

На прошлой неделе в своем блоге я рассказал о незаурядных (а некоторые называют их и фантастическими!) успехах Словакии. Но у читателей могло сложиться впечатление, что этот прорыв случился благодаря именно автомобильной, крупной промышленности. Но это не так, потому что рядом с традиционной - крупной - промышленностью Словакия значительное внимание уделяет развитию малого бизнеса с акцентом на инновациях. Оно и понятно, ведь благодаря глобальному рынку именно маленькие, но успешные и востребованные идеи могут приносить действительно большие прибыли без значительных капиталовложений.

В разных регионах страны проводятся конкурсы на бизнес-идеи, государство гарантирует финансовую поддержку победителям, а центральные каналы транслируют соревнования стартапов. Причем речь идет об очень разных проектах: одни можно реализовать только в каком-то городе или регионе Словакии, другие же нацелены на глобального потребителя.

Интересно, что в одном из таких конкурсов победила украинка. Конкурс «Бизнес-леди Словакии» при содействии Словацкого государственного бизнес-агентства проводится с 1999 года, чтобы мотивировать женщин Словакии, которые решили заниматься бизнесом. Титул «Инноваторка года» на нем получила уроженка Закарпатья Ольга Бусо. Награду она получила за свой стартап «Цветы любви».

Идея стартапа Ольги Бусо проста: посещая свадьбы, она заметила, что все гости приносят цветы в один вечер, и через неделю из множества подаренных букетов не остается ничего. Поэтому бизнес-леди решила «растянуть» ощущение праздника, с помощью специального сайта создать возможность заказать доставку цветов в течение всего года. Таким образом пара после свадьбы (или юбиляр) еще в течение многих месяцев получает цветы и живет в атмосфере праздника. Идея стартапа оказалась настолько популярной, что, кроме награды в номинации «Инновации», принесла хозяйке еще и главный приз конкурса.

Кстати, о Словацком бизнес-агентстве: это учреждение призвано строить государственную политику в сфере стартапов, вести их учет и - что наиболее важно - оказывать им финансовую поддержку. В ежегодном рапорте, который готовит Словацкое бизнес-агентство, говорится, что за три года SBA финансово поддержала (инвестировала) 176 различных стартапов. В общем, ситуация в Словакии отражает мировые тенденции, в частности тот факт, что только 36% стартапов продолжают работать через три месяца после запуска.

И, по мнению авторов рапорта, это нормальный и положительный показатель, потому что даже если стартап не получил финансирования, то участникам конкурса идет на пользу опыт его публичной презентации (во время так называемых «презентаций в лифте» (elevator pitch), попытки разрекламировать свою идею присутствующим за 1 минуту) и приобретенные в рамках конкурса полезные связи и контакты. Slovak Business Agency предоставляет государственную финансовую помощь (инвестиции) стартапам в размере от 20 тысяч до 2,5 миллиона евро.

Кроме SBA, в Словакии успешно функционирует Словацкий альянс для инновационной экономики, объединяющий стартапы, успешные стартапы, которые уже закрепились на рынке (сейл-апы), инвесторов, заинтересованные корпорации и неправительственные организации. Согласно концепции альянса, это фирмы, которые уже прошли начальный и самый рискованный этап развития, а теперь демонстрируют минимум 20% годового дохода, имеют не менее 10 работников и бюджет в 200 тысяч евро.

Чем не пример для подражания?

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ