А самое большое наказание - это быть под властью худшего человека, чем ты, когда ты сам не согласился руководить.
Платон, древнегреческий философ, епиграматист, поэт, один из родоначальников европейской философии

Белорусский фронт РПЦ

Раскол православия стал свершимся фактом
16 октября, 2018 - 17:58

В Минске прошел синод Русской православной церкви. Принятые на нем решения были вполне ожидаемыми.

В частности, после шести часов обсуждения разорвали евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Действие весьма решительное, хотя звучали и более радикальные призывы. Член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата.

Отметим некоторое следствие из-за принятого решения. Пресс-секретарь патриарха РПЦ Кирилла Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Куда теперь будут ездить Путин, Медведев и другие высокопоставленные российские чиновники, которые так любили посещать Афон и тамошних старцев. Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах. В частности, в Турции, Западной Европе, Южной Америке, в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде.

И это не единственное последствие искусственного раскола, предпринятого РПЦ в ответ на решения Константинопольского патриархата по Украине.

Тот факт, что заседание синода РПЦ прошло в Минске впервые отражает серьезное беспокойство Москвы серьезным влиянием, которое оказывает процесс получения автокефалии Украинской церковью на Беларусь.

Митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев), патриарший экзарх всея Беларуси, позицию РПЦ поддержал. «Сегодня наши собратья православные, живущие в Константинополе, ринулись на нашу землю, и сегодня в нашей братской украинской стране царит такой же дух – ожидание чего-то страшного, разделения».

Однако, не вся белорусская общественность и экспертное сообщество разделяют официальную позицию Белорусской православной церкви (БПЦ). Здесь присутствует историческая традиция. До 1686 года территория Беларуси была канонической территорией Киевского патриархата.

Об этом сказал в своем интервью накануне заседания синода РПЦ протодиакон Андрей Кураев. «Самое парадоксальное: с точки зрения Константинополя, Минск — это уже чужая для Москвы территория. Раз отменяется патриаршая грамота 1686 года о переходе Киевской митрополии под Москву, то отмена касается и Белоруссии. Тогда, в XVII веке, Речь Посполитая и Киевская митрополия включали в себя и белорусскую территорию».

У наших соседей есть своя Белорусская автокефальная православная церковь (БАПЦ). Конечно, РПЦ не признанная. Она поддерживает украинскую автокефалию. Священник БАПЦ Леонид Аколович заявил, что «Конечно, можно поздравить украинский народ и Украинскую православную церковь с этим долгожданным поворотом к полной самостоятельности. Более 300 лет они страдали от московских царей и императоров, и вот наконец-то приблизились к автокефалии». По его словам, это придаст силы белорусским православным верующим в борьбе за свою независимость от РПЦ. Независимой от Москвы белорусская церковь была в 1922–1927 годах, а затем в военное время. Со времен окончания Второй мировой войны она фактически находится в подполье.

По поводу заседания синода РПЦ в Минске белорусский историк и политолог Анатолий Сидоревич задался вопросом. «Кто же к нам едет — глава РПЦ в свой экзархат или российский политический деятель в Республику Беларусь». По его мнению, это визит политического деятеля, а не церковного лидера. «На всей постсоветской территории Белоруссия осталась единственной страной, куда Кирилл еще может приехать и показать себя хозяином».

В Москве прекрасно осознают, что украинское влияние в религиозном по форме, а по содержанию политическому вопросу на Беларусь может оказаться очень сильным. И поэтому пытаются превентивно закрепить за собой эту страну и каким-то образом ослабить киевское воздействие.

При этом белорусская светская власть полностью поддерживает притязания РПЦ на Беларусь. Это не удивительно, так как после недавних переговоров с российским президентом Путиным белорусскому бацьке удалось получить определенную финансовую помощь и некоторые другие преференции. Вот почему Лукашенко назвал белорусский город Могилев русским.

 С другой стороны, у Минска могут возникнуть вполне конкретные осложнения с Киевом. В частности, Украина в случае такой позиции не будет считать белорусскую столицу приемлемым местом для даже технических переговоров по Донбассу. В свою очередь это ударит по имиджу и отношениям Минска с европейскими странами. Фактически это может девальвировать всю большую работу, проделанную Лукашенко по отходу от имиджа последнего диктатора Европы.

  В силу двойственной позиции Лукашенко Анатолий Сидоревич заметил, что «Православная Беларусь в этой борьбе между Москвой и Константинополем остается заложницей, зависимой от капризов Кремля, Кирилла и его синода».

Нервная реакция РПЦ и стоящим за ней Кремлем на процесс получения автокефалии украинской церковью означает, что запущен процесс получения православного суверенитета. Для РПЦ это еще вопрос Молдовы, для Грузинской церкви — Абхазии и Южной Осетии. Где этот поезд остановится, никто сказать не может.

 Второе важное обстоятельство, которое вытекает из предыдущего. Запущенный процесс автокефалий приводит к сужению канонической территории РПЦ и союзных с ней церквей. Соответственно происходит, во-первых, потеря РПЦ статуса крупнейшей православной церкви и, во-вторых, соответствующее усиление Константинопольского патриархата.

В ментальном смысле теряется основание для представления Москвы как третьего Рима и крушение одной из важнейших шовинистических скреп так называемого русского мира. Сейчас в полной мере сложно оценить последствия такого ментального тектонического сдвига.

Третье обстоятельство. Уходя в раскол с Константинопольским патриархатом РПЦ сдвигается на периферию православного мира и маргинализуется. Этот процесс уже запущен и в последующем будет только набирать скорость.

Из этого вытекают вполне конкретные политические последствия. В частности, на Балканах. И относительно близкой РПЦ Сербской православной церкви придется решить непростую дилемму уже в своих отношениях со Вселенским патриархом. И что предпочесть: то ли сдвиг вместе с РПЦ на периферию, то ли включения в общеправославный процесс.

Пока же борьба за Беларусь только начинается. И открытый Москвой Белорусский фронт еще преподнесет много сюрпризов.    

 

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments