Терпеть кандалы - это всемирный стыд, забыть их, не разбив, - худший стыд.
Леся Украинка, украинская писательница, переводчица, культурная деятельница

...И плагиаторов ждет беда

13 декабря, 2019 - 18:01

Недавно Верховная Рада Украины приняла в первом чтении с сокращением срока окончательного представления законопроект №2299 об изменениях в сфере высшего образования, вынесенный на обсуждение Комитетом ВРУ по вопросам науки, образования и инноваций. Одним из пунктов документа был отзыв диплома о высшем образовании в случае обнаружения плагиата в квалификационной работе. Так же планируется отмена степени кандидата или доктора наук в случае обнаружения фальсификации, плагиата и самоплагиата. В случае со студенчеством при обнаружении «сдирания» с чужих работ предусматривается лишение человека права получить диплом о прохождении всего курса обучения в высшей школе, даже в том случае, когда все время обучения протекало беспроблемно. Итак, предполагается радикальное повышение уровня ответственности в вузах страны, прежде всего для студенчества.

Казалось бы, если бы этот закон заработал на самом деле хотя бы в части борьбы с плагиатом, мы бы имели принципиально иную картину с наукой и высшим образованием в Украине. Ведь едва ли не самым позорным явлением современной украинской науки, особенно «молодой», является плагиат, проще, воровство чужой работы или идей. К сожалению, привычка присваивать чужие мысли и тексты «воспитывается» в нашей стране даже не со студенческой скамьи, а со школьной, когда, например, подаются «самостоятельные работы», полностью скачанные из интернета. Все знают, что существует немало специальных сайтов, на которых «висят» полностью готовые школьные рефераты фактически по всем предметам, особенно их много по литературе, как украинской, так и зарубежной. И история тоже в «фаворе».

Такое «воспитание» не проходит зря! Из своего собственного опыта и из опыта моих коллег знаю, как совершенно без малейших угрызений совести наше славное студенчество представляет чужие тексты как собственноручные и «собственной головой» изготовленные рефераты. Доходит до смешного. Одна из моих подружек получила работу, которая полностью повторяла ее статью из научного журнала, однако (о чудо!) автор на обложке реферата был указан совсем другой. Случались и такие казусы: от группы студентов подавались рефераты-близнецы, отличались они только фамилиями так называемых авторов на обложке. Скажете, что это уже совсем нахальство. Да, а расчет прост: мы не знаем, что подаем, она/он (преподаватель) не будет читать их все равно, просто заметит как факт, что работа подана. Правда, названия рефератов все же несколько варьируются, но тексты нет. Часто этот навык драть чужое переходит и в аспирантуру, пардон, теперь уже докторантуру.

Но не все так просто. Тот, кто сегодня работает в сфере высшего образования, вряд ли верит, что одним таким законопроектом, или даже многими, можно преодолеть практику плагиата в украинском образовании и науке.

Хотелось бы, конечно, приобщиться к тем, кто искренне призывает «поднять планку нравственности» ученого и никогда не скатываться к краже (плагиату) чужих текстов и мыслей. Очевидно, люди, которые призывают идти по пути нравственного совершенствования, в частности, и в этом вопросе, на самом деле верят, что их призывы будут иметь силу. А я, к сожалению, не очень доверяю подобным утопическим идеям, поскольку плагиат в нашей стране приобрел размах эпидемии. В этом нетрудно убедиться, открыв статью о плагиате в Википедии, чтобы ознакомиться с широко известными фактами плагиата, осуществленными как людьми от политики, так и субъектами от науки и в зарубежных научных коллективах, и в украинских.

Уголовным кодексом Украины предусмотрена уголовная ответственность за плагиат по статье 176, предусматривающей даже наказание в виде лишения свободы от двух до пяти лет в зависимости от размеров нанесенного морального и материального ущерба настоящему автору.

В мире указанная болезнь тоже требует специального лечения. Ситуация в цивилизованных странах дает основание для «обвинения» философии консюмеризма (или всеобъемлющего потребительства) в проблемах академической среды, проявлением которых есть и плагиат. Ведь даже такие развитые и «законопослушные» страны, как Великобритания и Германия, где существуют серьезные механизмы борьбы с академическим плагиатом, все же не могут похвастаться его отсутствием. Немецкие социологи говорят, что 50% научных работ в стране содержат плагиат. Подобная картина и в научной среде Великобритании, где на плагиат приходится 58% от общего количества научных текстов.

Бороться с таким явлением, безусловно, нужно, поскольку оно разрушает, прежде всего, морально-этические принципы функционирования науки как определенного общественного организма и институций, но ожидать радикальных изменений не приходится. Этот феномен имеет глубокие социальные корни. Его нужно рассматривать как социальное зло, которое имеет свое оправдание даже на уровне мировоззренческих и философских установок сообщества. Речь идет не только о философии консюмеризма; относительно же Украины, где большинство населения принадлежит к малообеспеченным слоям, на самом деле не приходится считать, что именно указанная философия больше всего влияет на украинцев в основной массе и именно она порождает указанные негативные явления в науке. Скорее, на возникновение и устойчивость подобных негативных проявлений в науке Украины активно влияет общий мировоззренческий кризис постколониального социума, который берет свое начало в «лихих девяностых». Именно «благодаря» периоду «первоначального накопления капитала» начала 90-х, когда начало формироваться массовое осознание того, что в этом обществе тот, кто не может добиться успеха (под которым понималось накопления материального богатства) любым путем и способом, чаще всего - путем криминальных сделок, да еще и получить за такое «умение» причастность к власти в государстве, становится неудачником, «лузером», тем, кто «не умеет жить». Массовое сознание постсоветского общества в Украине восприняло такое положение дел как жизненную реальность и в значительной степени стало толерантно к ней. Подобные мировоззренческие установки, накладываясь на тотальное несоблюдение законов, упрочили не только плагиат, но и коррупцию, и другие злоупотребления в вузах и академических учреждениях. Тогда же возникло и приобретает размах явление «ученого-имитатора», «интеллектуального мародера-плагиатора».

Сторонники признания плагиата как, прежде всего, социальной проблемы считают, что процесс борьбы с этим явлением не будет особо эффективным, если не будет проходить параллельно с оздоровлением всего социального организма. Поэтому и к задаче преодоления плагиата в науке нужно подходить комплексно, параллельно решая и вопросы коррупции, симуляции, псевдо научности и тому подобное. Стоит понимать, что для Украины это задача на долгие годы.

 

Новини партнерів


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ