Благодаря исторической памяти человек становится личностью, народ - нацией, страна - государством
Михаил Грушевский, профессор истории, организатор украинской науки, политический деятель и публицист

Иво Андрич и его эпоха

15 января, 2021 - 10:12

Существуют писатели, чья биография и творчество являются своеобразным отражением эпохи, в которой им довелось жить. Такие литераторы становятся символами своего времени и своей земли, а их судьба представляется не менее интересной, нежели их книги. Не пугайтесь пафоса в этих словах - в нескольких следующих блогах я попробую показать, как жизнь Иво Андрича во всех своих хитросплетениях неразрывно связана с историей ХХ века, бывшей Югославии и Балкан в целом.

Иван Андрич родился в боснийском городе Травнике в ночь с 9 на 10 октября 1892 года. В Травнике он родился случайно - дело в том, что его мать Катарина гостила там у родственников, а вообще семья жила в Сараево. Крестили ребенка в римско-католической церкви - и для этой истории этот факт имеет принципиальное значение, ведь свидетельствует, что родители были католиками и принадлежали к хорватской общине. В церковной метрике ребенка записали как Ивана, но будущий литератор сам себя всегда подписывал как Иво (это хорватская версия имени, и это только первый из целого ряда жизненных парадоксов выдающегося сербского писателя всех времен).

Родители Иво Андрича были порядочными и набожными, но бедными и необразованными людьми. Малышу было всего два года, когда от туберкулеза умирает его отец Антун, а мать, столкнувшись с материальными затруднениями, отдает своего единственного сына Иво на воспитание к родственникам в город Вышеград. Потеряв отца из-за болезни, а маму - из-за бедности, маленький мальчик фактически рос в семье тети и дяди Аны и Ивана Матковшиков, командира пограничного отряда и поляка по происхождению, в эти края попал после оккупации Боснии Австро-Венгерской империей. Иван Матковшик стал для мальчика не просто отчимом, но и учителем хороших манер и жизненным примером ответственного человека. Так или иначе, а печаль по родным родителями с детства стал основой для определенной отчужденности ребенка, глубокого переживания одиночества в этом большом мире, а уже это - по мнению исследователей - послужило фундаментом для фирменной меланхоличности Андрича-писателя.

В 1903 году Андрич из дома своих тети и дяди, который располагался на левом берегу реки Дрина, пошел в расположенную на правом берегу вышеградскую школу. Теперь этот путь стал для него ежедневным, а чтобы преодолеть его, надо было перейти мост через Дрину - архитектурный шедевр, возведенный выдающимся османским архитектором Синаном в 1571-77 гг. по заказу великого визиря Мехмед-Паши Соколовича. Наверное, тогдашний первоклассник даже в самых смелых мечтах не мог представить, что через шесть десятилетий ему вручат Нобелевскую премию по литературе именно за роман «Мост на Дрине»...

Уже в школе молодой Андрич увлекается революционными в то время идеями югославизмуа, то есть объединения южных славян в одно государство и освобождения от «австрийского ига». Хотя именно австро-венгерская оккупация принесла в отсталую Боснию научно-технический прогресс и основные достижения западной цивилизации, современное образование и инфраструктурное развитие, молодые патриоты мечтали о создании собственного славянского государства.

Закончив школу в Вышеграде, Андрич возвращается к своей матери в Сараево, где вновь сталкивается с бедностью и социальной несправедливостью. Благодаря своей одаренности юноша поступает в престижную городскую гимназию, но тамошняя консервативная атмосфера и показная австро-венгерскость заведения толкнула его и его сверстников в горнило политических югославских идей и подпольных движений. Впрочем, именно благодаря высокому уровню преподавания в гимназии будущий писатель познакомился не только с основными произведениями классической, но и современной ему европейской литературы, хорошо овладел немецким языком, что открывало перед ним серьезные перспективы продолжения образования и завидной карьеры.

В 1908-м, когда юноше было шестнадцать лет, Австро-Венгрия юридически завершает то, что фактически сделала еще после Берлинского конгресса 1878 г. - аннексирует Боснию и Герцеговину и делает ее частью своей территории. Это событие будоражит националистические настроения в Сараево, провоцирует новый виток внутренней и международной напряженности, становится катализатором югославизма. Под влиянием этих идей Иво вступает в радикальное крыло организации «Молодая Босния» - да, именно той, членом которой также был Гаврило Принцип, чей выстрел не только убил австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, но и начал Первую мировую войну. Красноречив уже сам лозунг этой организации: «Мы хотим или в жизни умереть, или же в смерти жить».

Кроме науки и политики, в те гимназические годы Иво Андрича захватывает еще одна страсть - собственное творчество. Свое первое стихотворение «В сумерках» будущий Нобелевский лауреат публикует 1911-м, когда ему только исполнилось девятнадцать лет. Хотя, как это часто случается в жизни литераторов, позже Андрич стеснялся того первого стихотворения, считая его наивным и слабым, но факт первой публикации в авторитетном боснийском журнале показывает, что уже с гимназических лет писатель тесно общался с творческими и интеллектуальными кругами боснийской столицы.

Окончив гимназию, в 1912-м году Андрич поступает на философский факультет университета в Загребе. После столичного, но все же ориентального Сараево, юноша попадает в настоящий европейский город, в котором не только пульсирует культурная жизнь и работают кинотеатры, а даже ездит городской трамвай. Именно в Загребе Иво с головой погружается в творческую жизнь, посещает салоны и спектакли, заводит знакомства и проводит дискуссии о назначении искусства, и вскоре становится заметной фигурой в богемном мире хорватской столицы. Стоит добавить, что Андрич в те (и последующие) годы тщательно заботился о своем творческом образе и виде; несмотря на свои революционные настроения, он одевался подчеркнуто изысканно, особое внимание уделяя шелковым платкам и шляпам, в отношениях с другими любил невольно подчеркивать элегантность своих манер, всячески стараясь быть настоящим европейским джентльменом. Изысканность, галантность и элегантность останутся с ним до конца жизни - это был настоящий франт.

Больше об этом изысканном писателе - в следующем блоге уже через неделю.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ