Не всякий человек способен быть у власти, а лишь такой, что по природе своей стремится к правде и справедливости.
Станислав Ореховский-Роксолан, украинский писатель, оратор, публицист, философ, историк, полемист, гуманист эпохи Возрождения

Кто такие варвары?

18 октября, 2019 - 11:25

Самое простое и древнее значение слова «варвар» - говорящий на другом языке, то есть варнякает что-то неразборчивое. Варварами древние греки называли иностранцев, с которыми не могли найти общий язык из-за языкового барьера. Эта лингвистическая граница одновременно оказывалась рубежом психологическим: не понимая других, мы им не доверяем, а не доверяя, начинаем опасаться и остерегаться. Древние греки были высокого мнения о собственной цивилизации, поэтому непонятных чужаков воспринимали как представителей не просто иной, а низшей - худшей и более примитивной - культуры.

Во времена Римской империи, которую населяло множество племен и народов, речевая характеристика варвара естественным образом исчерпала себя. Вместе с тем варварами стали называть кочевые племена, тем самым создавая оппозицию к оседлому населению, которое обрабатывало землю и олицетворяло цивилизованность. Чем ближе к падению Рима, тем чувствительнее становились набеги варваров на приграничные провинции. А поскольку атаковали империю германские племена, то определение «варвары» надолго закрепилось именно за ними.

Сейчас, когда Германия является сердцевиной европейского проекта и одной из самых развитых экономик мира, трудно себе представить, что немецких предков называли варварами. Что ж, это по крайней мере дает нам, людям с Востока Европы, надежду, что со временем от своего «варварского» имиджа можно избавиться, приобщившись к когорте «цивилизованных» народов.

Идет ли речь о языковом барьере или о набегах кочевых племен на окраинные провинции, очевидно, что для самого существования варвара необходимо понятие границы. Варвар всегда должен быть за границей - языковой, культурной, государственной. Иначе говоря, варвар не может быть одним из нас. Это - иной, чужой.

Этот тезис можно обратить и вспять: границы нам нужны, чтобы отделиться от варваров. Защититься от опасностей с их стороны, дикости и болезней. Если бы варваров не было, их стоило бы придумать. В культовом романе Джона Кутзее варвары являются миражом, который виднеется где-то далеко на горизонте, но догнать их, чтобы удостовериться в их реальности, не удается. Это своеобразный знак: а может, варваров и вовсе не существует, они нам только мерещатся, мы их просто придумываем? Чаще всего именно так и есть: варваров придумывают, ими пугают, их образом манипулируют (помните у Макиавелли: «Освободим Италию от варваров»)

Выдумывать такие угрозы выгодно государственным руководителям, потому что тогда можно провозглашать себя великим защитником народа, без которого нашей нации, религии или цивилизации - конец. Поэтому народ должен всячески поддерживать своего лидера и поводыря, не сомневаться в его правоте и властных полномочиях, а желательно еще и платить более высокие налоги для усиления армии и, соответственно, обороноспособности. За эти деньги властелин построит стену, которая нас защитит, и будет содержать войско, которое будет не только оборонять страну, но и в случае необходимости станет инструментом для подавления внутренних восстаний.

Это хорошо понимали римские императоры, которые не уставали пугать свой народ варварами, и это осознают современные политики наподобие Виктора Орбана или Дональда Трампа, которые стали энергично строить стены на границах своих государств, будто защищаясь от варваров, а на самом деле просто отвлекая внимание от экономических проблем и собственных неудач и мобилизуя свой электорат и создавая себе имидж патриота-защитника.

Поэтому в наше время логично было бы заявить: остерегайтесь не варваров, а тех, кто вас варварами пугает!

Новини партнерів


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ