Нет свободы человека без свободы народа. И нет свободы народа без свободы человека
Ярослав Стецько, один из лидеров украинского национально-освободительного движения

Прицельное бомбометание

29 мая, 2020 - 09:44
На фото: Иван Козленко в фильмохранилище Довженко-центра

Почему-то вспомнилась эйфория начала этого года - еженедельно в прокат выходила одна (а то и две!) Украинская лента, вечера в Центре Александра Довженко, с до отказа заполненными залами (молодыми людьми), так же заполнены (только зрителями постарше) залы Дома кино. И Музей кино, созданный в том же Довженко-центре, выставки там ... И время от времени во мне возникала тревожная эмоция: что-то слишком хорошо все, только бы все это не сломалось ...

Сломалось. Несчастная наша культура, наше искусство. Этот коронавирус проклятый, а параллельно - все очевиднее нежелание новой власти ко всему украинскому. Эпопея с назначением новой руководительницы Госкино ... Отсутствие финансирования кино - уже несколько месяцев не могут приготовить в высоких кабинетах паспорт на это финансирование. Представляете, какая это сложность - этот паспорт изготовить?! Ну, сволочь последняя, это если нецензурно.

Вчера эта глупые история со штурмом Музея Ивана Гончара (ну, люди с мозгами все это как-то по-другому делают, если там действительно были основания что-то "исследовательское" делать). Вчера же стало известно, что очередная попытка утвердить паспорт на программу бюджетной поддержки кинематографа снова потерпела фиаско. Якобы одна из причин - "Объем финансирования Довженко-центра: ну, много ему денег (в прошлом году – 10 миллионов гривен, в этом году просили 8 с лишним). Ничего, не дают. И снова подвесили все, вот бездарные, вот циничные чиновные души.

Я работал в Центре Довженко (он появился на месте Киевской кинокопировальной фабрики в качестве Национального архива игровых фильмов, которого до тех пор в Украине не существовало) с его начала, в 1998-м, заместителем гендиректора по архивной работе. В 2004-м уволился, не выдержав дурацкого директора, который чуть ли не ежедневно интересовался, зачем мои подчиненные "тот хлам собирают" (это про документы, связанные с историей кино) и т.п. вопросы и действия. Затем был многолетний ступор - при таком руководителе по-другому и быть не могло.

Лет 7 или 8 назад в Центре появился ИВАН КОЗЛЕНКО, из Одессы, с философским образованием. Сначала заместителем директора, а затем и гендиректором. За несколько лет он сделал чудо - из архаической, неповоротливой структуры появилась современная организация, в недрах которой начал рождаться даже Музей кино; то, чего до сих пор не удавалось никому. ДОВЖЕНКО-ЦЕНТР сейчас один из самых успешных институтов.

Сегодня утром КОЗЛЕНКО подал в отставку - ведь денег на деятельность Центра просто нет. Это означает, говоря откровенно, что по Довженко центр нанесен разрушительный удар прицельной авиабомбой. К концу этого года он может просто исчезнуть ... Тем более, что есть коммерческие люди, готовые тот дом на Голосеевской площади прибрать к рукам ...

В конце прошлого года в Киев приезжал московский историк кино. Осмотрев помещение Довженко-центра, музейные экспозиции он чуть не заплакал: «А у нас, сволочи, все уничтожают ... Музей кино, Институт киноискусства, теперь и Госфильмофонд. Как я завидую вам!».

Нечему больше завидовать, нечему. Украинская кинокультура, отечественная киноиндустрия достигла опасного уровня, когда говорить об Украине как о "недогосударстве" с "недокультурой шароварной" уже было как-то и "несподручно". Карантин появился очень вовремя, в котел с коронавирусом начали подливать и подсыпать вирусы самодельные, но давно опробованные ...

Так что, будем и дальше наблюдать, когда новый КИНОГОЛОДОМОР появится? Последний раз это было в 1990-е и в "нулевые"... Еще раз воскреснуть возможно и не получится.

Новини партнерів


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ