... когда в нынешнюю глухую ночь украинство не будет себя ничем заявлять ясным и громким, то никто не пойдет за ним, когда наступит утро. А он наступит непременно.
Михаил Драгоманов, украинский публицист, историк, философ, экономист, литературовед, общественный деятель

Проблемы информационного сознания

22 июня, 2018 - 16:21

Какой бы правдивой или лживой ни была информация, нас часто волнует не это, а согласуется ли она с нашими взглядами, убеждениями, установками, ценностями или текущим настроением. Объективные это сведения или нет, иногда не так важно, как другое – подтверждают ли они нашу субъективную картину мира. Утвердиться в собственных представлениях о жизни за счет того, что говорят и пишут СМИ, нашему сознанию порой гораздо важнее, чем достоверность этих материалов и реальность как таковая.

Схема выглядит примерно следующим образом. Мы слышим или читаем новость, затем наш ментальный цензор подвергает ее своеобразному тесту на идеологическую совместимость – это происходит, как правило, подсознательно и автоматически. Если «проверка» пройдена успешно, у нас появляется «доказательство собственной правоты»; если нет – то сообщение игнорируется (но чем больше таких игнорируемых сообщений оседает на периферии нашего сознания, тем больше их потенциальное воздействие).

Можно выделить 6 комбинаций:

- Если информация вписывается в русло наших предубеждений и при этом она достаточно подтверждаемая. Это – самое ценное, ведь мы получаем «неопровержимые доказательства своей правоты».

- Если информация вписывается в русло наших предубеждений, но при этом она плохо подтверждается. Здесь наш ум, скорее всего, будет цепляться за правдоподобные элементы этого сообщения, но «контакт» будет не таким приятным, как при первой комбинации.

- Если информация вписывается в русло наших предубеждений, но при этом она совершенно не подтверждается. Нам это тоже может пригодиться в спорах, но только в тех ситуациях, когда будем уверены, что наш оппонент недостаточно информирован. В противном случае мы скорее воздержимся от того, чтобы приводить это в качестве аргумента, боясь подорвать всю свою логику в глазах соперника.

- Если информация не вписывается в русло наших предубеждений, но при этом она достаточно подтверждается. Этот обычно отправляется в игнор. Но опять-таки, чем больше мы читаем и слышим подобные новости, тем сложнее нашему сознанию оставлять это без внимания.

- Если информация не вписывается в русло наших предубеждений, но при этом она плохо подтверждается. В данном случае, по аналогии со второй комбинацией, мы, скорее всего, остановимся на сомнительных элементах этого сообщения.

- Если информация не вписывается в русло наших предубеждений и при этом она совершенно не подтверждается. Это не менее ценно, чем достоверная информация, которая подкрепляет нашу точку зрения, ведь в любой дискуссии на соответствующую тему у нас в кармане будет козырь под названием «яркий пример лживой пропаганды».

Игнорирование новостей, отвергнутых внутренним цензором, можно связать с такими механизмами психологической защиты, как вытеснение (устранение чего-либо из сознания) и отрицание (отказ признавать что-то неприятное). Отрицая уже вытесненное, сознание подготавливает почву для его принятия. Подобно тому, как ребенок сначала разбрасывает игрушки, тем самым отделяя себя от окружающей среды, а затем собирает их, таким образом вступая в контакт с внешним миром.

Между тем в когнитивный психологии отмечается, что внутри каждого из нас существует какая-то оценочная система, которую человек сам создает, а затем пытается подогнать под нее реалии этого мира. Согласно этой теории, интеллектуальные шаблоны, которые еще не вошли в привычку, легко поддаются изменению.

Осложнение современной жизни привело к тому, что одной из главных проблем человека XXI века стал хронический стресс. Сегодняшнее общество называют информационным, и с этим непосредственно связано такое распространенное нынче явление, как информационный стресс – то, что может скорректировать любую привычную систему восприятия новостей.

По сути, любой стресс является информационным, ведь он возникает в результате каких-то внутренних или внешних сообщений. В узком смысле информационный стресс является разновидностью психоэмоционального стресса. Под ним обычно понимают избыток информации или «передозировка» сообщениями с негативной окраской. При этом человек чувствует усталость, как будто он выполнил тяжелую физическую работу.

Иногда за избытком информации и «передозировкой» негативными материалами стоит не что иное, как ложные установки, с которыми человек погружается в бездонный океан медиапространства. Стоит разобрать несколько примеров.

«Я должен получать информацию не только из тех СМИ, чья редакционная политика соответствует моим взглядам, но смотреть, читать и слушать, как подают те же события «чужие» источники».

С одной стороны, для полной картины так и нужно, но с другой – чрезмерное потребление «вражеских» сообщений может привести к тому же, что и «передоз» новостями о трагедиях, насилии, катастрофах и т. д. Можно получать информацию только из тех СМИ, которые нравятся, но мысленно учитывать, что есть и противоположные версии тех же событий, при этом не посещая «чужие» сайты, где можно начитаться всего того, что вызовет шквал негативных эмоций.

«Я должен успевать за информационным потоком, иначе я рискую отстать от мира и быть не "в теме"».

На самом деле, чтобы быть «в теме», достаточно утром и вечером узнать только главные новости, но желательно из разных источников. В любом случае это отнимет меньше времени и снизит стрессовую угрозу, чем круглосуточная погоня за новостным потоком.

«Подобно другим я должен как можно чаще выражать в соцсетях свои мысли и эмоции по тем или иным поводам».

Конечно, чем меньше невысказанного будет оставаться внутри нас, тем лучше для здоровья. Но при этом нужно помнить, что каждый пост в соцсети требует определенных интеллектуальных затрат, даже если они кажутся незначительными. И чем чаще это происходит, тем больше истощаются внутренние ресурсы.

«Я должен пытаться собирать как можно больше лайков, поскольку это показатель моей адекватности».

Недавно немецкие ученые провели исследование и выяснили, что многие пользователи Фейсбука зациклены на том, чтобы собрать как можно больше лайков и комментариев к своим постам. Это желание становится навязчивым, констатируют исследователи, а чувство зависти приводит к ответной реакции – похвастаться своими достижениями. Таким образом, Фейсбук вызывает у этих пользователей стресс и недовольство жизнью.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ