Гарантией настоящей демократичности будущего строя в украинском государстве, в первую очередь есть, широко народный характер украинского движения, его беспримерная идейность.
Роман Шухевич, украинский политический и государственный деятель, военный

Юрий Липа. Размышления о судьбе Киева

5 мая, 2020 - 12:07

5 мая исполняется 120 лет со дня рождения Юрия Липы, одного из известных украинских интеллектуалов и патриотов. Среди его творчества есть немало произведений, с которыми, к сожалению, фактически не знакома широкая украинская общественность. Возможно, круглые даты являются неплохим поводом для «ликвидации» таких лакун. Речь сейчас будет идти о статье Юрия Липы «Киев - вечный город», которая впервые была опубликована в Париже в 1938 году.

Это романтизированный и мифологизированный исторический рассказ о судьбе Киева, а через него - судьбе Украины. Как и каждый интеллектуал, которому пришлось быть свидетелем поражения национально-освободительной борьбы украинцев 1917-1921 годов, Юрий Липа постоянно размышлял над причинами этой беды. Тоска по Родине давала о себе знать и в его произведениях-раздумьях. Эссе «Киев - вечный город» Липа начинает примером большой любви к Киеву и тоски по нему черноризца Симона. Киев описывается как лучшее место на земле, к которому стремятся мысли и сердце монаха, сосланного в далекую Суздальскую обитель. И такой «запев», очевидно, не случаен, автор, находясь в эмиграции, и сам тосковал по Киеву и Украине.

Юрий Липа отмечает, что Киев еще с княжеских времен имел самобытную культуру. В уже многовековом споре о «едином народе», а спор этот тянется и до нашего времени, публицист занимает однозначную позицию: украинцы - это не россияне, это отдельный народ, со своей отличающейся от московской самобытной культурой и историей. И эту культуру, по мнению автора, создали особые люди - киевляне - строители великого Города.

Говоря о Киеве, Юрий Липа часто приводит слово «город» с большой буквы. Он обращает особое внимание читателя на тот факт, что Киев возник на самых важных в средневековье торговых путях между Западом и Востоком и создан людьми меча и большого труда. Строители Киева, по мнению автора, коренным образом отличались от образа, который им приписывали российские художники. Он пишет: «Несправедливые и понижающие фигуры - рисовали и описывали российские художники вместо русичей-киевлян. Эти тяжелые, приземистые, пудоватые богатыри Васнецова, с тупым московским выражением, ничего не имеют общего с духом созидателей, которые закладывали мощную европейскую державу». И далее автор апеллирует к логике читателя: «Они не могли быть тяжелыми, те люди, которые пренебрегали всеми дарами, а только за оружие и коня благодарили». Благодаря их воодушевлению, мужеству и жизненным выборам на опасных для проживания, но в то же время и очень важных территориях возникает мощная империя с центром в Киеве. «Натиску целой Азии противостояли люди Киева - непокорным варварским племенам со всех сторон - и ширине пространства собственного государства. Дерзость немалая», - восторженно восклицает Юрий Липа и задается вопросом, а что побудило тех людей быть такими? Что поспособствовало тому, что они смогли построить этот вечный Город? Создать неповторимую цивилизацию на границе с Большой степью?

И не имеет особого значения, какого рода-племени были основатели Киева и всего Киевского государства, отмечает автор. Государство это возникло на стыке многих этносов и племен, культур и влияний и является результатом взаимодействия оседлого населения с кочевниками. Что же тогда стало решающим фактором для формирования такой чрезвычайной мощи? Возможно, это стремление быстрого обогащения, жажда собственности, золота и земли, жажда власти, - высказывает Юрий Липа предположения. И сразу же и возражает себе. Он утверждает, что тем фактором, который стал решающим в возникновение Киева и всего Киевского государства, стало стремление строителей Города быть свободными. Рабство было величайшим несчастьем для них. «И это возвышенное и глубокое чувство свободы, воли лежит в глубине духовности Киева - Вечного Города, лежит в глубине его великой культуры. Только при таком ощущении мира можно возлагать на себя самые большие обязанности, ставить задачи материальные и духовые, творить и получать». На духовность народа должна накладываться и нравственность правителей. Такие правители, по мнению автора, были в древнем Киеве.

Автор эссе «Киев - вечный город» однозначно положительно расценивает всю историю Киева во времена его упадка, который он связывает не с разрушением, вызванным татаро-монгольским нашествием, а с более поздними временами. Он приводит свидетельства путешественников, которые противоречат распространенному мнению, что после захвата города Батыевой ордой он полностью был разрушен и пришел в упадок, вместе с тем, утверждает Юрий Липа, вскоре после 1240 года Киев снова вел оживленную торговлю с различными государствами, да и его знаменитые церкви и монастыри в основном не были разрушены. Причины упадка Киева, утверждает автор, в основном не внешние, разрушение от татарского нашествия преувеличено. В Киев стекались веками богатства. И «это изменило прежде всего быт Киева-завоевателя на быт Киева-роскошника».

Липа утверждает: «Самое важное в упадке Киева, Вечного Города - сокрушение духовости его элиты. Не военные неудачи, не пожары складов и церквей - только упадок духа. Не нехватка людей, только недостаток Людей». Людей с большой буквы, настоящих незаурядных личностей. Ослабление Киева, что привело в дальнейшем к гибели всей древнерусьской великой империи, крылось в перерождении киевлян из Человека-Строительного в человека Пира. «В памяти соседей и самих украинцев остались фигуры этих людей Пира, рыцарей потребления жизни. Обжоры и пьяноголовы, хвастуны и сорвиголовы, повесы и бабодуры - их хватало среди киевлян». Как эти характеристики перекликаются с нашим временем! Юрий Липа настаивает: «Киев не упал в борьбе с кочевниками, с половцами или татарами... Рост духовного разврата - вот был первый самый большой удар для Вечного Города».

После этих строк снова так и напрашиваются параллели со временем настоящим, когда каждый новый правитель приходит и приводит за собой команду, «заточенную» на собственную выгоду и роскошь. Относительно этого явления публицист Липа принимает очень точное выражение «анархия страстей в элите». Беда вытекает из княжеских теремов, утверждает Юрий Липа. Упадок морали, жажда денег и богатства, борьба за власть ради «лакомства несчастного», потакание киевлян тому правителю, который обещал им наибольшие материальные блага, не могли не причинить беды. И она пришла на эти земли.

И все же Юрий Липа верил в возрождение Киева. В итоге за эту свою веру в Украину и ее людей, в вечность Киева он положил свою жизнь. И хотя во времена руины города «Содержание... вышло из Киева», а «остались только камни руин», Липа верит, что «те люди могут быть всем. Из них могут получиться снова богатыри... И когда в людях-строителях будет отблеск вечности - возродится заново вопреки всем обстоятельствам Киев, Вечный Город».

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ