... когда в нынешнюю глухую ночь украинство не будет себя ничем заявлять ясным и громким, то никто не пойдет за ним, когда наступит утро. А он наступит непременно.
Михаил Драгоманов, украинский публицист, историк, философ, экономист, литературовед, общественный деятель

Закон «Об образовании»: за день до голосования

10 июля, 2017 - 13:41
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

11 июля в Верховной Раде состоится голосование за законопроект «Об образовании», который получил высокую оценку от Комитета ВР по вопросам науки и образования во время расширенного заседания в конце июня. Закон имеет важное значение для изменений нашей социальной действительности, для формирования новой траектории обучения в школе, для утверждения в нашей практике формального, неформального и информального образования.

О преимуществах и недостатках этого законопроекта было написано немало, в конце концов любой, кого интересует судьба образования, может ознакомиться с законопроектом на сайте Верховной Рады.

В канун голосования мне бы хотелось сосредоточить внимание на нескольких аспектах, которые до сих пор, как мне кажется, не получили широкого восприятия, но, по-моему, именно они и свидетельствуют о той фундаментальной важности, которую имеет принятие этого закона. Итак, почему нужно принять этот закон?

НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ШКОЛА

Довольно часто мы живем с ощущением, что в нашей стране нужно что-то в корне изменить. Однако если спросить, что именно, то вряд ли мы сразу предложим проект четких и конкретных изменений. Зато довольно часто услышим в ответ, мол, менять нужно всю систему. И с этим трудно не согласиться. Действительно, чтобы реализовать "качественный скачок", по Э.Канту, в образовании или в любой области, важно предложить проект системных изменений. Систему нельзя и иногда не стоит разрушать, если взамен не предложить другую систему. Но министр Л. Гриневич, которая приложила немало усилий для подготовки законопроекта еще для первого голосования в ВР, смогла предложить комплексное видение изменений в образовании уже как член правительства, убеждая активное сообщество в важности этого проекта.

Представленный законопроект «Об образовании» предлагает системные изменения, представленные не только в самом тексте закона, а в том проекте, который может быть реализован в случае положительного голосования в Верховной Раде. Я имею в виду "Новую украинскую школу" (НУШ), являющуюся интеллектуальным продуктом, который появился в результате обсуждений огромного количества специалистов как в Украине, так и за рубежом. Министерство образования Украины и лично Лилия Гриневич - инициаторы, промоутеры, инспираторы этого проекта, который предстает фундаментальным переформатированием украинской школы в аспекте перехода от школы знаний кшколе компетенций. Принятие закона «Об образовании» в Верховной Раде даст возможность запустить этот потрясающий проект, направленный на перемоделирование пространства образования в среднем звене согласно лучшему позитивному опыту европейских стран, которые стали важными партнерами на пути к реализации НУШ в нашей стране.

ИСКУССТВО БЫТЬ АВТОНОМНЫМ

Предлагаемая реформа образовательного пространства направлена на его демократизацию и большую автономность. Так, например, теперь попасть на должность директора можно будет только через конкурс и работать на этой должности не более двух сроков; в новом законе говорится о значительно большей, чем прописано в действующей, академической свободе, он поощряет педагогическую инициативу, которая заключается в разработке авторских учебных программ, проектов, образовательных методик и технологий; таким образом, говорится о том, что за педагогами официально будет закреплено право на индивидуальную образовательную (научную, творческую) деятельность за пределами их учебного заведения. Понимаю, с понятиями "академической свободы", "педагогической инициативы" могут быть определенные коллизии в нашей стране, где на протяжении нескольких десятилетий руководители образовательных учреждений привыкли к директивному методу управления. К сожалению, наши учителя часто просто не имеют сил для написания авторской программы, а пользуются уже готовым продуктом. Бесспорно, так легче. Но соответствует ли эта "утвержденная кем-то наверху" программа ожиданиям того класса, в котором работает учитель? Возможно, учитывая определенные интересы учащихся, их успеваемость и другие факторы, стоит выбрать для изучения на уроке то, а не иное произведение, больше часов уделить изучению того или иного романа, который имеет важное значение для формирования тех или иных компетентностей. В таком случае речь идет о том, что после принятия этого закона в лоне НУШ будет сформирована среда творческих людей, готовых мыслить нелинейно, нестандартно, не пользуясь готовыми клише.

К сожалению, сегодня профессия учителя довольно низкооплачиваемая, учитель "загружен" различными бумажными формами контроля и отчетности, которые, конечно, в условиях невысокой заработной платы вряд ли способствуют творческой траектории и реализации принципов академической свободы. Однако уже с января 2015 года Министерство под руководством Л. Гриневич добилось у правительства поднятия зарплат учителям. И в таком случае снова вернусь к мысли, что в будущем произойдет кардинальное переформатирование образовательной среды, которая должна быть средой счастливых людей, социально защищенных и свободных, которые выполняют одну из важнейших задач в стране. В США должность учителя является общественно значимой и экономически привлекательной. Таким образом, реализация принципов НУШ предусматривает, что учителя будут прилагать дополнительные ментальные усилия, инициативу, новые подходы. Новый закон «Об образовании» будет увеличивать диапазон возможностей для того, чтобы эти усилия были по достоинству вознаграждены.

Кроме того, за год МОН планирует провести переподготовку учителей начальной школы, которые с 1 сентября 2018 года начнут работать с первоклассниками уже в русле НУШ. Сертификация для работы с новыми госстандартам будет добровольной, а те, кто ее пройдет, получат 20-процентную надбавку к заработной плате. Закон будет предусматривать увеличение в образовательной системе педагогов-новаторов, которые мыслят творчески и приобщают детей воспринимать мир индивидуально, воспитывая способность критического мышления и адекватного реагирования на различные феномены настоящего и прошлого; такое "реагирование" предполагает ценностный подход к явлениям. Образовательное пространство, в котором до сих пор действуют принципы военной муштры (класс спартами в три ряда...), со временем должно отойти.

ШКОЛА КАК МАЛЕНЬКИЙ МИР

В конце концов школа должна быть отражением изменений в обществе вокруг нас. Сегодня специалисты из разных стран могут собираться в какой-то стране или городе Х, обсудить важнейшие проблемы, выработать концепцию и разъехаться в разные стороны света снова. То же самое должно работать и в школе, в которой важно научить детей общаться между собой, работать в команде и разрабатывать совместные программы. Школа - это миниатюрная копия общества, жизнь в которой должна базироваться на принципах саморегуляции. Обучение должно быть интересным, а не принудительным. Каждый должен найти свою форму обучения, используя инструменты формального, неформального и информального образования.

В идеале образование должно быть системой, способной к саморегуляции и самоконтролю. Ни в Европе, ни в США нет Министерства образования, которое бы занималось "наблюдением". Открытое пространство образования направлено на формирование открытых партнерских отношений и динамичной конкурентной среды, где выигрывает тот, кто предложит более качественные образовательные услуги, кто сможет реализовать образовательные потребности учащихся качественным способом.

ГОВОРИТЬ С МИРОМ НА АДЕКВАТНОМ ЯЗЫКЕ

Замечу, что политика сегодняшнего Министерства направлена на максимальную либерализацию образовательной среды, в которой работники МОН - это партнеры других игроков образовательного поля. Эта же модель должна быть воплощена и в учебном заведении, где дети - не объект, а партнеры, сотрудничающие с преподавателями на пути к собственному становлению в социуме. И часто, чтобы стать успешным в жизни, не нужно учить наизусть энциклопедию. В конце концов этот образ пришел мне в голову из "Лолиты" Набокова, когда одна директор школы нового типа для девушек убеждает Гумберта, что ни одна современная школа не может конкурировать с теми древними, где детей заставляли зазубривать огромные тома и это должно было свидетельствовать об образованности. В современном мире нужно уметь общаться (communication - notcomposition, как говорит директор в "Лолите"). И хотя в романе Набоков не без иронии пишет о том, что иногдаза этими новыми лозунгами мы и имеем что-то хорошо известное из старой системы, однако на самом деле вопрос кардинальных изменений - это лишь вопрос времени: разумеется, за один год мы не перестроим всю систему и не изменим сознание сотен тысяч людей, которые участвуют в образовательном пространстве.

Сегодня, имея контакты с различными руководителями образовательных учреждений, руководителями управлений, институтов последипломного образования, часто вижу людей, которые в принципе кардинально расходятся с образом педагогов, мыслящих в парадигме НУШ. Однако путь в тысячу лье начинается с одного шага. И мы не должны ориентироваться на тех, кто сформировал свое мировоззрение и профессиональные навыки в моделях, которые уже не являются жизнеутверждающими, конкурентоспособными. Аподиктичность, ригоризм, присущие советскому образованию и его "воспитанникам", плохо коррелируют с желанием современного образования создать граждан открытого демократического общества, которое базируется на принципах уважения к Другому. Политика Министерства образования и науки сегодня - яркое свидетельство тех практических изменений, которые удалось воплотить Л. Гриневич в переформатировании "коммуникативной парадигмы", назовем это так, по Набокову, в своем ведомстве.

Мне не раз приходилось присутствовать на различных круглых столах в МОН и видеть, что министр никогда не принимает решений, основываясь только на одной стороне; всегда есть попытка разобраться в ситуации и не принимать необоснованных решений. Бесспорно, процесс смены одной системы другой невозможен без дискуссий и определенных раздражающих ситуаций, когда в силу недостаточности времени и одновременно потребности в кардинальных реформах нет возможности изучить ситуацию и принять единственно правильное решение. Но вся проблема в том, что в Украине образование застряло во времени, в котором мысль о том, что где-то можно напечатать органы на 3D принтере, никак не укладывается в головах. А эти инновации имеют место и их невозможно не принимать во внимание. Современное образование должно отражать тенденции современного мира, в котором в первую очередь нужно научиться говорить на адекватном языке, не быть "варваром", брать ответственность за собственные решения, воспринимать мир как целостную, интегративную систему, в которой гуманистическое не отграничено от экологического, правового и т.п. Современный мир не двухвекторный и не двумерный, в нем немало нюансов, маневров, которые невозможно понять, пользуясь только одним лекалом. Главное, чтобы было очерчено общее видение, концепция изменений, которую нужно воплощать в соответствии с национальными интересами своей страны.

ЗАКОН И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Изменения на уровне содержания образования уже в значительной степени подтвердили политику МОН осуществить кардинальные преобразования, конечно, постепенно и продуманно. Участвуя в группе разработчиков новой программы по украинской литературе для 10-11 классов и для 5-9 классов, имел возможность проработать те инновационные модели, которые предложила министр Л. Гриневич, скажем, с использованием сквозных линий. И хотя эти темы ("Экологическая безопасность и устойчивое развитие", "Гражданская ответственность", "Здоровье и безопасность", "Предприимчивость и финансовая грамотность"), на первый взгляд, в большей степени подходят для уроков истории или естествознания, однако на самом деле урок литературы может быть прекрасной площадкой для проговаривания различных проблем, представленных в художественных произведениях, на импульс к осмыслению экологической проблематики (скажем, при анализе "Лісової пісні" и т.д.).

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Не так давно мне пришлось принять участие в одном проекте, инициированном Фондом "Возрождение". Речь идет о социальном проекте Parasol. Лозунг этого проекта, который часто сопровождали презентации изданной в его рамках книги, "Искусство должно быть социальным". Как по мне, искусство, конечно, ничего и никому не должно. Но искусство может быть в том числе и социальным. И для подтверждение этой мысли можно привести цитаты из Сартра или вспоминать работы современного английского художника Бэнкси.

ЯЗЫК И ОБРАЗОВАНИЕ

Отдельный дискуссионный вопрос в Законе - 6 статья, в которой говорится о языковой стороне образования. С млей точки зрения, в законе могло бы быть прописано, что языком образовательного процесса является государственный язык. И здесь следовало бы поставить точку, чтобы не вызвать в будущем дальнейших инсинуаций и провокаций. Конечно, можно другим отдельным предложением прописать права коренных народов на изучение своего языка или предметов на своем языке. Понимаю боль крымскотатарского народа, который стал жертвой кремлевской аннексии и, по сути, террора. Был свидетелем пламенной речи Р. Чубарова на расширенном заседании Комитета ВР по вопросам науки и образования в июне и разделяю отдельные его положения. Однако в рамочном законе об образовании мы прежде всего должны руководствоваться Конституцией и здравым смыслом. Мы убедились, к чему приводит политика "регионализации". Сегодня, кроме войны на востоке страны, есть и другие опасные регионы, скажем, Закарпатье. Важно выстроить грамотную языковую политику в этом регионе, реализованную на разных уровнях: от разработки тестов ВНО, которые могли бы успешно сдать представители других национальных меньшинств, до внедрения целостной образовательной политики для утверждения украинского государственного языка как языка взаимопонимания.

Однако в рамочном законе «Об образовании» не может быть двусмысленных позиций, которые со временем кто-то может истолковать как "щель" для утверждения языка страны-агрессора, которая путем "продвижения" своего языка стремится легитимизировать и границы своих географических границ. Мы понимаем, что нынешняя война происходит в тех регионах, которые были довольно слабо на социокультурном уровне вписаны в тело Украинского государства. Ситуация в Крыму стала еще более показательной: в течение значительного периода эти украинскиетерритории, кажется, были отданы на растерзание "русскому миру", который в итоге насильственно проглотил их, лишив крымскотатарский народ права жить на своей земле.

Поэтому вопрос 6 статьи представляется до сих пор до конца не решенным, хотя прекрасно понимаю и знаю, сколько всего было поправок к этой статье в законопроекте. Возможно, когда ситуация становится слишком сложной и конфликт приводит к эскалации, важно руководствоваться Конституцией или прописать текст статьи максимально просто, утверждая роль государственного языка и языка коренных народов как таких, которые обеспечивают функционирование образовательного процесса в Украине. Думаю, что эту незначительную правку можно сделать даже 11 июля и принять Закон.

P.S.

Несмотря ни на что, принятие закона «Об образовании» 11 июля даст возможность реализовать проект НУШ, по которому уже за короткое время начнут учиться дети, которым предстоит жить в открытом глобальном мире, двери в который начинаются в Украине. Это мир без виз, непреодолимых границ, комплексов, теней прошлых постколониальных травм. Однако важно воспитать у детей адекватное отношение к настоящему и прошлому, научить воспринимать мир в этических категориях. И предлагаемый Закон либерализует образовательное пространство, делая его мобильным, динамичным, открытым и конкурентным для XXI века.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ