9 мая - это совсем о другой победе
Вторая мировая война - большой урок, который разделил историю человечества на «до» и «после». Ужасные события 1939-1945 годов особенно сильно отразились на судьбе украинцев, что в определенной степени нашло свое признание в участии Украины при создании Организации Объединенных Наций.
Союзники сумели найти общий язык в борьбе с общим врагом, но последние 75 лет мир разделен на две даты чествования той жертвенности. Так, в начале 2000-х, Генассамблея ООН вынуждена была определить сразу две даты - 8 и 9 мая - как дни памяти и примирения в честь всех жертв Второй мировой войны.
В этом смысле достаточно верным был шаг Верховной Рады в 2015 году - сделать 8 мая соответственно днем памяти и символом примирения. Однако, было ли необходимым продолжение риторики Дня победы? Ведь только сам по себе отказ от анахронического милитаризма во время «празднования» - еще не отмежевание от этого советского наследия.
Зато в соседней Молдове сумели использовать собственную традицию и разорвать пророссийское отождествление этой даты. В 2018 году, к выходному праздничному Дню победы там добавили еще одно значение - День Европы. Два празднования в один день.
День Европы был установлен на одном из европейских саммитов в 1985 году, чтобы каждый раз 9 мая праздновать мир и единство континента.
Именно в этот день в 1950 году в Париже была провозглашена Декларация Шумана, которая открыла путь к интеграции европейских государств и общему построению лучшего будущего. В ней закреплена одна до сих пор действующая истина: «Европа будет создана не сразу и не в готовом виде, - она возникнет на основе реальных дел и фактической солидарности».
Мир в послевоенные годы был хрупким и мог разрушиться историческими межгосударственными противостояниями, особенно на фоне разрухи и споров об энергоресурсах.
Так, 70 лет назад, французский министр иностранных дел Роберт Шуман своим заявлением, разработанным при участии Жана Монне, привел к созданию первого европейского сообщества, призванного к совместному межгосударственному управлению конфликтными отраслями угля и стали.
Параллельно в тот же день, 9 мая 1950 года, немецкий федеральный канцлер Конрад Аденауэр созвал свою пресс-конференцию, на которой заявил: «Объединение Европы, при приобщении Федеративной Республики Германии, является очень важным способом достижения и поддержания мира (...), чтобы обеспечить прочный мир народам мира».
Не является ли именно этот добровольный шаг немцев настоящей победой? А потом, в 1955 году, по иронии судьбы - именно 9 мая, Западная Германия стала полноправным членом НАТО. Не является ли настоящей победой то, что незадолго после окончания войны, в свободной Европе не осталось разделения на победителей и побежденных?
Сейчас Шуман, Монне, Аденауэр и некоторые другие европейские лидеры той поры считаются отцами-основателями Европейского Союза. А 9 мая, как День Европы, является одним из официальных символов ЕС - на уровне флага (синего полотнища с 12 желтыми звездами, которые образуют круг посередине) и гимна («Оды к радости»).
Вы скажете - в Украине уже есть свой День Европы. Действительно, в 2003 году Леонид Кучма установил празднование Дня Европы в третью субботу мая. В то время, когда 9 мая было железобетонно «занято», тогдашний Президент Украины своим указом отвел нас от ключевого, ведь День Европы, который отмечается в любой другой день кроме 9 мая, - это не о ценностях ЕС, а о праздновании основания совета Европы (куда также входит Россия).
Страна, которая закрепила в своей Конституции стратегический курс на приобретение полноправного членства в Европейском Союзе, должна задуматься над тем, что для нее значит этот день.
Кремлевское 9 мая - это победа прошлого.
Европейское 9 мая - это победа будущего.
Андрей Якубув. Глава ОО «Instituto 9 de Mayo» (Испания)