Перейти к основному содержанию

9 мая: приватизация Победы

09 мая, 22:24

Помните известную советскую песню «Где же вы теперь, друзья однополчане?» композитора Василия Соловьёва-Седого на стихи Алексея Фатьянова, созданную в далеком 1947 году? Там есть такие строки: «Мы тебе колхозом дом построим, /Чтобы было видно по всему: /Здесь живёт семья советского героя, /Грудью защитившего страну». Так вот, теперь в России исполнители все чаще поют: «Здесь живет семья российского героя». И это далеко не случайно. Нынешние российские власти делают все, чтобы победу в Великой Отечественной войне рассматривать как исключительно российскую. При этом забывают не только о помощи Советскому Союзу со стороны западных союзников и об их вкладе в общую победу. Теперь в Москве стараются забыть также и о вкладе победу других союзных республик. И президент Путин, говоря о победе в Великой Отечественной войне Советского Союза, прямо уподобляет его «тысячелетней исторической России». А ведь перед войной почти половина населения СССР жила за пределами Российской Федерации. И без Украины, Белоруссии, Казахстана, других союзных республик у Сталина элементарно не хватило бы солдат, чтобы завалить более сильного и более умелого врага трупами и одержать конечную победу. Даты 8 и 9 мая резко разделяли в свое время Советский Союз и остальной мир. В мире, и прежде всего в Европе и Северной Америке, 8 мая отмечали и отмечают как день завершения Второй мировой войны на Европейском континенте. Для европейцев и американцев речь идет прежде всего о победе над нацизмом, о победе над Германией и Италией речи вообще не идет. Ведь бывшие противники давно уже стали союзниками в рамках НАТО и Евросоюза. И 8 мая в Европе и Америке отмечали и отмечают как день памяти обо всех жертвах Второй мировой войны, в том числе и жертвах побежденных, а не как день военной славы и военной победы над агрессорами. Поэтому тема холокоста и вообще жертв среди мирного населения выходит здесь на первый план и в этот памятный день.

9 мая как День Победы сегодня продолжают праздновать только в России и некоторых других постсоветских государствах. В Украине здесь традиция оказывается компромиссной между Западом и Востоком. Выходными и формально праздничными формально являются оба дня. При этом 8 мая является Днем окончания Второй мировой войны в Европе и памяти о ее жертвах, Днем памяти и примирения. А 9 мая, - это День победы, только победы не над Германией, как в России, а над нацизмом, как в Европе. И если в России в этот день красные флаги мирно уживаются с георгиевскими лентами, то в Украине запрещено использование коммунистической символики, а главным символом праздника является красный мак, который в европейской традиции еще со времен Первой мировой войны является символом памяти о погибших, символом пролитой крови.

А в России этот день , 9 мая, до сих пор подается как величайший в году праздник. Это совсем не день памяти и скорби, поскольку эту функцию власти постарались передать дате германского нападения на СССР – 22 июня. 9 мая стараются отмечать как день народной радости и веселья. Даже те акции, которые должны были бы напоминать о понесенных жертвах, давно уже превратились в красочные шоу. Здесь речь должна идти в первую очередь об акции «Бессмертный полк». На нее с самого начала школьников и студентов сгоняли по разнарядке, а подавляющее большинство участников многотысячных шествий в Москве, Петербурге и в других российских городах несут портреты отнюдь не своих предков. Поэтому после шествий эти портреты остаются свалеными в кучу у выхода с мероприятия. В этом году в рамках «Бессмертного полка» на улицы Москвы планирует вывести рекордный миллион человек. Интересно, как решат проблему утилизации бесхозных портретов после окончания акции. А одна из целей этого действа – растворить настоящих жертв, тех, кто действительно погиб в годы войны, среди тех, кто вообще воевал или вообще жил в военные годы и более или менее благополучно пережил оконец войны. Ведь их портреты тоже положено нести в рядах «Бессмертного полка». И большинство историй участников войны от участников шествия, с которыми знакомят зрителей российские телеканалы, посвящены как раз не погибшим, а тем, кому повезло выжить. Ведь день-то праздничный, а не скорбный!

Непременным элементом торжеств 9 мая в России является грандиозный военный парад, на котором демонстрируются последние новинки военной техники, призванные устрашить ближних и дальних соседей и злокозненный Запад. В том, что эта техника – самая лучшая в мире и в случае чего сметет с лица земли любого супостата, государственная пропаганда стремится убедить как россиян, так и зарубежную общественность не только 9 мая, но и практически каждый день. Россияне верят или делают вид, что верят (открыто демонстрировать, что не веришь, считается опасным, поскольку рассматривается как проявление нелояльности правящему режиму). Зарубежная общественность не верит, и правильно делает, поскольку свою реальную боеспособность российские вооруженные силы наглядно продемонстрировали несоразмерными потерями в войне в Донбассе и бесславным разгромом вагнеровцев в Сирии. Премьер министр Израиля Голда Меир, при которой в 1973 году в Израиле состоялся последний военный парад в честь победы в войне Судного дня, говорила, что военные парады проводят только африканские диктаторы, а по-настоящему боеспособная армия, вроде израильской, для демонстрации своей боевой мощи в парадах не нуждается. Что ж, в этом отношении Россия до сих пор остается Африкой. А все потому, что Победа в Великой Отечественной войне до сих пор рассматривается как по сути единственная «духовная скрепа», объединяющая всех россиян и являющейся основой российской национальной идентичности, мало отличающейся от советской. Потому-то шумиха, связанная с 9 мая, начинается в России за несколько дней до этой даты и продолжается еще несколько дней после. Патриотическое представление призвано отвлечь основную массу россиян от печальных реалий сегодняшнего дня в виде падения реального уровня жизни и дальнейшего ущемления демократических свобод и растущей международной изоляции. А для этого слегка подновленный советский миф Великой Отечественной войны остается едва ли не единственным средством.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать