Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Час варвара

В Донецке террористы из самопровозглашенной ДНР захватили центр современного искусства «Изоляция» (официальное название — благотворительный фонд «Изоляция. Платформа культурных инициатив»), который находится на территории бывшего завода по производству изоляционных материалов.

Пришли в 9 утра, вышвырнули охрану. Журналист Екатерина Сергацкова отметила, что «сотрудников центра на месте не было, потому что выходной. Большинство из них уехали из Донецка по делам. «Изоляция» бьет в набат. В помещениях остались вещи работников и фонда. Что боевики будут делать с креативным пространством — можно лишь догадываться».

Один из ДНР-овских поклепщиков уже отличился злорадной интернет-записью в стиле густопсовой советской пропаганды: там и декадентство, и упадочническое искусство, и американское финансирование. Разве что призывов к смертной казни не хватает.

Я хорошо помню пейзаж «Изоляции». Часть донецкой степи, огражденная забором. Остатки железнодорожных путей с застывшими на них платформами, семафор и шлагбаум. Разбросанные там и сям огромные железные конструкции непонятного назначения, похожие то ли на обломки древнего космического корабля, то ли на остатки громадных роботов, как их представляли себе кинорежиссеры 1930—1940-х годов. Достопримечательность — старый заросший террикон с несколько комичной фигурой металлического плоского оленя, прикованного цепью к камню (теперь там окопался снайпер). С этой вертикали видно весь город, все его улицы, трубы, дома, его раны и его хвастовство. Запущенная, переплетенная с травой и деревьями индустриальная эстетика завораживает; и пусть это — место типичной судьбы и вида для этих краев, его новая жизнь была уникальной. Ведь в промышленном регионе с высоким уровнем коррупции постоянную поддержку имеют лишь классические жанры или китч — все, что дает имиджевую прибыль для власти или наиболее богатой прослойки бизнеса (в нашей ситуации это одно и то же). Искусство, которое находится в поиске, которое ставит под сомнение и себя, и предыдущую традицию, при таких условиях оказывается в гетто, в случае с «Изоляцией» — почти буквально, ведь арт-центр далек от ярмарки футбольно-олигархического тщеславие, процветавшей до недавнего времени на центральных улицах Донецка. Руководители Фонда выбрали верную стратегию: равновесие между социальным и культурным, сориентировались на проекты, в которых так или иначе задействовано городское сообщество. Благодаря этому негромкий голос «Изоляции» был хорошо слышен среди позолоченных фанфар нашего дикого капитализма.

Теперь, если не случится чудо       — а оно не случится, потому что террористы сами не уйдут — этот оазис обречен. Образумливать захватчиков — бесполезное дело, потому что они никакие не борцы за идею, а самые обычные гопники с оружием, которым плевать на любое искусство сложнее блатного «шансона». Все, что смогут — разграбят, что не разграбят, в том числе работы художников — уничтожат забавы ради, а затем — неизбежно — территория окажется в зоне боевых действий. Со всеми последствиями.

Забудьте о федерализации, об «услышать Донбасс». На нашем востоке восстал варвар, и подобный ему пришел на помощь из соседней страны. То, что эти две группы грызутся между собой, не должно вводить в заблуждение. Местные и пришедшие всегда будут едины в грабеже, в разрушении, в убийстве. Это не столкновение цивилизаций, а столкновение цивилизации — какой бы кособокой, убогой, несправедливой она не была — с хаосом. Хаос надвигается на нас, поглощая художественные центры и заводы, жилые кварталы и парки, села и города, и, главное — сам намек на свободу или справедливость вместе с человеческими жизнями.

Изоляция. Какое все-таки пророческое название для Донбасса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать