Черный лебедь грузинской власти
События в Тбилиси все больше приобретают черты Майдана. Поводом к протестам послужил эпизод с православным коммунистом и депутатом Государственной думы России Сергеем Гавриловым на Межпарламентской ассамблеи православия.
Скорее всего, недовольство поведением Гаврилова и его выступление в грузинском парламенте на русском языке является не причиной, а поводом для протестов. На самом деле общественное недовольство росло по многим причинам. В первую очередь, по экономическим.
В 2018 году экономический рост составил 4,8%. При Саакашвили был бурный рост экономики. Своего пика он достиг в 2007 году — 12% роста ВВП. Однако еще большими темпами растет преступность. С 2017 по 2018 год она выросла на 58%. Вновь вернулось кумовство и коррупция. Скандалы со взяточничеством не прекращаются и в них практически всегда фигурируют члены правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ).
Одна из главных причин недовольства — состояние правоохранительной системы и судов. В мае и июне 2018 года молодежь проводила массовые протесты против рейдов полиции в ночных клубах Тбилиси.
Внешняя политика тоже вызывала недовольство. В Грузии помнят российскую агрессию 2008 года и аннексию 20% территории страны. Попытки властей декларировать курс на Запад, на вступление в НАТО и европейские организации соседствовали с осторожным поворотом в направлении Москвы. Такая двойственность никого не устраивала.
Кремль понимает исключительно бинарное состояние — кто не с нами, тот против нас. Грузинская общественность со своей стороны просто отказывалась признавать необходимость хоть каких-то уступок агрессору под любыми благовидными предлогами. Все это закручивалось в столь тугой узел, что остается только удивляться, что рвануло только сейчас.
И как всегда в Москве действуют с грацией башенного крана. Вместо того, чтобы терпеливо подождать дальнейшего развития событий в чисто внутреннем грузинском кризисе, решили ударить из крупнокалиберной дипломатической и экономической артиллерии.
Решение Путина о временном запрете воздушного сообщения с Грузией должно ударить по туристической отрасли. О потерях российских перевозчиков и других компаний никто и не подумал. Впрочем, у российской власти всегда так. В первую очередь решаются, как в Москве понимают, геополитические задачи. При этом действует принцип, что за ценой не постоим.
Интересно, что результат всегда прямо противоположный кремлевским планам и целям. Вводили контрсанкции на европейские товары, хотели вызвать недовольство бизнеса, в первую очередь в Германии и Франции, но ничего не получилось. Европейские компании действительно понесли некоторые издержки, но адаптировались и усилили свое присутствие на рынках третьих стран. Полученная прибыль компенсировала прошлые потери и значительно их перекрыла. Кстати, не последнюю роль в этом сыграло продвижение европейских, в том числе продовольственных товаров на китайский рынок.
Грузинские компании, в том числе туристические, конечно понесут определенные потери из-за уменьшения потока российских туристов, но ничего смертельного не произойдет. Характерно, что дипломаты начали активно продвигать грузинский туризм, в том числе и в Украине, а бизнесмены готовы финансировать чартерные рейсы в Тбилиси и Батуми, чтобы уменьшить стоимость отдыха. По крайней мере, его транспортную составляющую.
Отметим важную составляющую российской политики по отношению Грузии. Наряду со многими компонентами Москвой нанесен удар по позициям нынешней грузинской власти. В первую очередь по партии «Грузинская мечта» и ее лидеру Бидзине Иванишвили.
Экономические проблемы, которые возникнут от введения российских санкций, существенно усложнят положение ГМ. Экономические проблемы могут спровоцировать дальнейшие протесты.
В этих условиях как сам Иванишвили, так и руководство партии должны будут занимать все более антироссийские позиции, чтобы хоть как-то сбить накал протестов. Как следствие, идти на дальнейшие уступки протестующим.
Очень не хотели, но вынуждены были принять требование о проведении парламентских выборов по партийным спискам и отменить мажоритарную систему в 2020 году. И это только первый шаг на пути сдачи своих позиций правящей элитой.
Нервозность Москвы понятна. В запале отчаянного страха перед грузинским Майданом в Кремле готовы принести в жертву даже свою агентуру в той или иной стране по периметру своих границ.
Украинским пророссийским политикам стоит присмотреться к судьбе грузинских любителей налаживать отношения с Москвой. Их принесли в жертву, и никто не гарантирует, что с украинскими желающими мира с Россией на любых условиях не поступят точно также.
Черный лебедь прилетел для пророссийской грузинской власти. С удивительным постоянством он прилетает ко всем, кто хочет дружить с Москвой.