Чрезвычайный кризис...
Новейшая стратегия обороны и безопасности
Группой экспертов в сфере безопасности и обороны, в том числе при участии британского эксперта по вопросам стратегического планирования и решения конфликтов Глена ГРАНТА (модератор), с привлечением студентов Киево-Могилянской академии, Киевского национального университета имени Т.Г.Шевченко, Дипломатической академии, представителей неправительственных организаций методом мозгового штурма разработана Стратегия и Доктрина преодоления нынешнего кризиса на конфликтных территориях Восточной Украины (далее — Стратегия и Доктрина).
Указанные документы учитывают опыт операций по урегулированию кризисов в бывшей Югославии, Республике Ирак, Исламской Республике Афганистан и других горячих точках мира, а также базируются на приобретенном опыте, который получен во время нападения и оккупации территорий Восточной Украины.
Стратегия и Доктрина разработаны в виде non-paper, то есть в публичном варианте. Стратегия включает три раздела и резюме.
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ — ОБЩИЕ УРОКИ
Следует отметить, что в ходе кризиса на Востоке Украины и в АР Крым можно было наблюдать действия специальных служб России, которые контролировались определенными группами и отдельными личностями и вели борьбу не по правилам классической войны. Враг применяет тактику, которая не имеет никакого отношения к международному праву или общепринятым нормам морали:
— привлекает гражданские лица для максимально результативного и эффективного достижения своих целей;
— максимально влияет на решения и действия гражданского населения;
— использует подкуп, пропаганду и террор, чтобы побуждать людей к борьбе против своих соотечественников;
— проводит операции в районах скопления людей, создавая непосредственную угрозу для их жизни, и даже для жизни детей.
По сути, это новая гибридная межгосударственная «война среди людей», инициированная враждебной стороной. Ее феномен нуждается в детальном изучении для корректирования системы подготовки и проведения операций, а также тренировки силовиков. В первую очередь, это касается милиции, которая должна обеспечивать безопасность в данной ситуации, но неоднократно либо принимала сторону врага, либо демонстрировала бездеятельность. В анализе также нуждается то, что украинские военные формирования были использованы в ходе определенных операций против террористов, но вынуждены вернуться в места дислокации, оставив для деятельности сепаратистов информационно-силовой вакуум на конфликтных территориях, который заняли террористы и сепаратисты.
Факты взаимодействия части местного населения с представителями враждебных иностранных войск в кризисных районах ухудшают ситуацию и повышают риск побочного вреда для гражданского населения. Иностранные агенты наглядно продемонстрировали, что способны убивать своих союзников и единомышленников, если цель оправдывает средства. В этом политическом и социальном контексте, где воля населения становится жизненно важной основой позитивного влияния на ситуацию, возникает потребность формирования общественного мнения на общенациональном и местном уровнях.
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ — ОТВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ УКРАИНЫ
На всех уровнях государственной власти должны быть взаимосогласованные действия на основе триединой идентификации:
— народ и правительство Украины совместно противодействуют криминальным и агрессивным действиям Российской Федерации, которая нарушает нормы международного права, Конституцию и Законы Украины;
— целью этого противодействия является возвращение незаконно оккупированных и контролируемых террористами территорий в безопасное и стабильное состояние, к экономическому процветанию в условиях правовой юрисдикции Украины под контролем украинских учреждений и требует скоординированных действий правительственного уровня;
— адекватные действия власти Украины должны поддерживать и дополнять международное давление и санкции на Российскую Федерацию и ее правительство, формировать механизмы солидарности западного общества со стремлениями украинского народа.
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ — ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Ряд нижеприведенных требований и действий освещают совокупность основных вопросов и систему координации при принятии решений в правительстве с целью достижения максимального успеха (все они нуждаются в детализации и активных действиях относительно реализации):
— неизменность границ, суверенитет Украины: одинаковое применение украинского законодательства ко всем гражданам; предсказуемые и понятные в обществе решения правительства, назначенных и выборных должностных лиц; определение условий и дорожной карты возвращения АР Крым как автономной, демилитаризованной, многоязыковой области с возобновленными полномочиями, возможно, со статусом, как финские Аландские острова;
— формирование единой консолидирующей национальной идентичности, государственности и виденья общего будущего путем привлечения государственных и негосударственных институций, представителей гражданского общества, проведения общенациональной дискуссии;
— трансформация милиции на принципах формирования основного государственного правоохранительного органа, который действует в рамках Законов Украины, создание легитимного статуса милиции путем профессиональности, прозрачности ее действий и доверия со стороны общества;
— создание безопасной среды для людей и условий безопасности на долгосрочный период: нейтрализация всех иностранных провокаторов; передача суду всех украинских провокаторов; различие мирных протестующих от террористов и иностранных агентов; формирование политических и социальных условий в Восточной Украине таким образом, чтобы это создало почву для отторжения местным населением террористов и сепаратистов; создание условий для понимания среди местного населения, что террористическая деятельность блокирует экономические реформы и что установление мира является обязательным для экономического прогресса;
— одинаковое правосудие как в Восточной Украине, так и в других частях страны: функционирование судебной системы в Восточной Украине в соответствии с законами Украины; угрозы, взяточничество и коррупция не могут исказить ход правосудия; справедливость должна быть локальной, быстрой и адекватной;
— обеспечение поддержки местного лояльного населения: убедить местных жителей, которые верят в Украину, что они не останутся брошенными, оказать им всевозможную поддержку; убедить запуганных граждан в том, что их будущее будет более безопасным и надежным в Украине, чем под властью любой другой страны; создать среду, в которой местные жители могут активно проявлять свою преданность Украине;
— обеспечение надежной и эффективной охраны сухопутных и морских границ между Украиной, Российской Федерацией и Беларусью, для чего нужно иметь эффективные пограничные войска и пограничный контроль; сосредоточить усилия на создании условий, при которых Российская Федерация подпишет и будет выполнять Соглашение о делимитации и демаркации государственной границы;
— преодоление последствий государственной пропаганды со стороны Российской Федерации путем формирования национальной системы противодействия, использования государственных и негосударственных возможностей;
— развитие позитивного, честного и объективного имиджа Украины путем демонстрирования, что Украина осуществляет открытую и прозрачную внешнюю и безопасностную политику, придерживается демократических и общепринятых дипломатических принципов в международных отношениях;
— создание необходимых возможностей Сектора безопасности, которые позволяют защитить суверенитет и территориальную целостность Украины: разработать и реализовать концепции «ключевой роли полиции», «вмешательства, стабилизации, нормализации», развивать необходимые для решения нынешнего кризиса силовые и несиловые возможности, организовать координацию и оптимизацию усилий в сфере безопасности на министерском уровне;
— отработать и реализовать принципы региональной политики экономической и социальной модернизации Восточной Украины, реформировать систему государственного управления (менеджмента) Восточной Украины.
РЕЗЮМЕ
Эксперты считают, что преодоление терроризма на конфликтных территориях Восточной Украины, возможно, будет долговременным. В значительной степени это зависит как от центральной и местной власти, так и от возможностей милиции и других силовиков, которые принимают участие в силовых антитеррористических операциях и обеспечивают безопасность границ. В то же время все вышеуказанное может обеспечить лишь скоординированное использование несиловых мер, в первую очередь информационных технологий («мягкая» сила) с силовыми действиями («жесткая» сила). Именно стойкая координация со стороны центральной власти является крайне важной для победы над терроризмом.
Рабочим инструментом реализации Стратегии является Доктрина, которая будет приведена в следующей публикации.
Игорь КАБАНЕНКО, заместитель министра обороны Украины, кандидат военных наук, адмирал запаса