Перейти к основному содержанию

Что делали отравители ФСБ на Северном Кавказе

06 января, 13:49

Журналист-расследователь Христо Грозев из Bellingcat, как мы уже писали, в самый канун Нового года опубликовал базу данных о перелетах сотрудников ФСБ, причастных к отравлению Алексея Навального. В документе отражены все их поездки по железной дороге и авиаперелеты, начиная с 2005 года. Теперь частично опубликованы материалы расследования, посвященные предполагаемым отравлениям лидера чеченских боевиков Доку Умарова и журналистов Тимура Куашева из Кабардино-Балкарии и Руслана Магомедрагимова из Дагестана. В частности, Иван Осипов из команды отравителей 30 августа 2013 года вылетел из Москвы в Минводы, а 2 сентября вернулся в столицу рейсом Нальчик-Москва. Другой же член команды отравителей Паняев в свою очередь 21 августа вылетел из Москвы в Махачкалу, а 20 сентября вернулся в столицу. А Доку Умаров умер в сентябре 2013 года, и ФСБ впоследствии, уже в 2014 году, заявила, что его смерть стала результатом спецоперации. 

Однако насчет Доку Умарова бабушка еще надвое сказала. По версии «Имарата Кавказ», он умер 7 сентября 2013 года, причем это произошло через месяц после отравления его пищевыми продуктами. По другой версии, он умер от хронического заболевания почек из-за отсутствия необходимых лекарств. Но в любом случае, если верна версия с отравлением, оно должно было произойти в начале августа 2013 года, и тогда полеты на Северный Кавказ Осипова и Паняева, происходившие после 20 августа, вряд ли имеют к нему какое-либо отношение. К тому же они сами никак не могли передать Умарову отравленные продукты, и не очень понятно, как агенты ФСБ могли доставить отравленную пищу с таким расчетом, чтобы ее употребил именно Умаров. А вот смертельные отравления Куашева и Магомедрагимова, действительно, с большой долей вероятности можно приписать киллерам-отравителям ФСБ.

Тимур Куашев в январе 2013 года был одним из организаторов несанкционированного митинга «Против ксенофобии и экстремизма за общественный договор», который прошел на Манежной площади. Его участники протестовали против антикавказских настроений в СМИ и осуждали протесты москвичей против строительства мечетей. Куашев был одним из инициаторов православно-мусульманского диалога, активно боролся с радикализмом и экстремизмом, выступал против запрета хиджабов в школах Ставрополья. В родном Нальчике он требовал построить мечети в каждом микрорайоне, убрать «колхозный рынок» из центра города и использовать автобусы муниципального парка вместо частных маршруток. Куашев собирался баллотироваться в депутаты парламента Кабардино-Балкарии от партии «Яблоко» на выборах 14 сентября 2014 года. Однако 31 июля Куашев ушёл из дома, оставив документы и мобильный телефон. На следующий день его тело было обнаружено у дороги в лесу близ Нальчика. 

При этом на трупе были обнаружены следы инъекции, поэтому друзья и соратники Куашева с самого начала не сомневались, что его смерть носит насильственный характер, и не верили в официальную версию о том, что он умер от острой сердечной недостаточности, возникшей на фоне неизвестной вирусной инфекции (Тимуру в момент смерти было 26 лет). 31 июля Осипов вылетел из Москвы в Минеральные Воды, а 1 августа, в день, когда был найден труп Куашева, вернулся в Москву. Куашев представлял для Кремля серьезную опасность как представитель мусульманской оппозиции, не связанной с «Имаратом Кавказ» и исламскими фундаменталистами, поэтому вполне логичным выглядит то, что для его устранения была использована команда отравителей ФСБ. Судя по всему, планировалось, что отравление будет выглядеть как естественная смерть. По всей вероятности, Куашева заманили на какую-то встречу, поставив условие, чтобы он был без мобильного телефона. Но дальше что-то пошло не так. Возможно, журналист заметил попытку отравления. Поэтому его пришлось похитить, насильно вколоть инъекцию яда, а затем тело подбросить в лесу, оставив таким образом явные признаки насильственной смерти.

Руслан Магомедрагимов был активистом лезгинского движения «Садвал», оппозиционного дагестанским властям, и часто организовывал митинги. Его тело нашли в Каспийске 24 марта 2015 года. По словам лидера движения «Садвал» Альберта Эседова, «его машина была обнаружена во дворе позади дома 24 по улице Ленина, а тело нашли примерно в 8 минутах ходьбы оттуда. Причем он был в футболке, куртку оставил в машине, магнитофон не выключил, дверь не закрыл, стекло не поднял. Ключи от машины были в кармане брюк. В тот день было холодно, непонятно, почему он ушел так далеко от машины без куртки и куда он вообще направлялся. Из машины пропал видеорегистратор, который снимал происходящее внутри салона и снаружи, антирадар, барсетка с двумя мобильными телефонами, документы на машину». Официальной причиной смерти была названа асфиксия, а все происшедшее выглядело как убийство с целью ограбления. Однако, по словам родственников Магомедрагимова, на его шее были видны две точки, похожие на следы от уколов. Среди причин смерти рассматривалась версия отравления ядом, парализующим дыхание. А как раз 20 марта 2015 года, за 4 дня до смерти Магомедрагимова, во Владикавказ летал один из отравителей, Иван Осипов, использовавший псевдоним «Спиридонов».

Расследователи из Bellingcat обещают в скором времени обнародовать данные об отравлении журналиста Владимира Кара-мурзы-младшего и оппозиционного политика Никиты Исаева. Последнего отравили в Тамбове. Расследователи также обращают внимание, что подавляющее большинство выявленных до сих пор полетов отравителей приходится на Северный Кавказ. Тут могут быть два объяснения. Либо выявленная пока что команда киллеров имеет Северо-Кавказский регион как основной для своей деятельности, тогда как другими регионами занимаются другие команды. Либо такой перевес в пользу Северного Кавказа образовался за счет того, что именно здесь ФСБ особенно активно травит своих противников, так как ей приходится бороться с вооруженным исламистским подпольем. Кроме того, надо учесть, что для работы в Москве, Московской области, центральных регионов России, а возможно, и в Верхнем и Среднем Поволжье отравителям не требуется использовать поезда и самолеты. Скорее всего, здесь они перемещаются на автомобилях, и именно на автомобилях могли приехать в Тамбов для убийства Исаева. Вероятно, здесь расследователям приходится больше уповать на данные биллинга. Также нельзя исключить, что в Петербурге существует своя команда отравителей ФСБ. Думаю, в ближайшие недели нас ждут новые открытия в российской истории ядов.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать